АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Автор: социальный педагог Нестерова Н.В.
Гуманизация образования и воспитания подрастающего поколения, актуализация личностно ориентированного подхода к организации воспитательного процесса поиск новых эффективных путей активизации личностного потенциала ребенка, способной к индивидуальной и социально значимой творческой деятельности по преобразованию навыков окружающей действительности и самого себя, личности, способной взять на себя ответственность за собственные поступки и деятельность в социоприродной и социокультурной среде
Общие признаки активности личности в процессе формирования и активизации ее творческого потенциала:
формы деятельности, которые свидетельствуют о сущностном единстве понятий активности и деятельности; деятельности, к которой у подростка возникло собственное внутреннее отношение и в которой отображается его индивидуальный опыт; личностно значимой деятельности: в форме самовыражения, самоутверждения подростка, с одной стороны, и его как продукта активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой, – с другой; деятельности, направленной на преобразование окружающего мира;
качества личности, которые проявляются во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, которая базируется на нуждах и интересах личности и характеризуется стремлением и желанием действовать целеустремленно. Формирование творческой и социальной активности и моральной воспитанности личности в их логическом взаимодействии на основе активизации творческого потенциала дает основания определить психологической основой личностного роста подростка при этих условиях, прежде всего, процесс формирования моральной воспитанности, которая и побуждает его к индивидуально и общественно значимым поступкам и действиям.
- «Творческий потенциал подростка» - это целостная система, содержательно выстроенная и одновременно включающая универсальное качество характера подростка(поступков, действий, деятельности, поведения в социуме), а по своей структуре является открытой к внешним воздействиям , что позволяет гармонизировать отношения подростка как субъекта творчества с объектами окружающей среды путем усвоения социального опыта, духовных ценностей, моральных норм общества в процессе собственного саморазвития и самореализации.
Активность в одном из современных словарей толкуется как «социальная сознательная деятельность человека». Она побудитель и стимул деятельности. Но факт участия субъекта в какой-либо деятельности не является показателем активности, тем более творческой.
Понятие «активность» рассматривается чаще всего как деятельность субъекта и как качество субъекта. Отсюда, по мнению ряда авторов, активность имеет внутреннюю (мотивационную) и внешнюю (поведенческую) стороны. Потребности, мотивы, интересы и другие внутренние механизмы поведения составляют ее внутреннюю сторону. Внешняя - представляет собой сами факты действования и проявляется в действиях и поступках.
Выделяют два основных типа активности: адаптивный (активность индивида как биологического субъекта) и продуктивный (активность индивида как социального субъекта). Что касается социальной активности, то ее высшим уровнем является творческая активность.
Рассматривая понятие «творческая активность» с педагогических позиций, возможно сформулировать его определение следующим образом.
Творческая активность - это мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в нее, эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию в процессе творчества.
Читать далее
|