Задержка развития речи
автор: Арсеньева О.В., логопед
Задержка развития речи характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Отставание равномерно в формировании всех компонентов языка.
Причины задержки речевого развития: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи, соматическая ослабленность, социальные причины.
Почему происходит задержка речи у ребенка?
Причины задержки речи могут быть разными:
1) Сильная болезнь или токсикоз мамы во время беременности (особенно в период от 4 недель до 4 месяцев, когда у плода идет формирование мозговых структур), родовая травма, асфиксия во время родов, серьезные заболевания и травмы в первый год жизни.
2) Еще одним фактором задержки речевого развития является педагогическая запущенность, когда у малыша нет тесной эмоциональной близости с мамой, он не получает достаточно информации извне, изолирован. Или же, наоборот, перегружен занятиями, развлечениями.
3) Гиперопека и избалованность тоже пагубно сказываются на речевом развитии ребенка, которому достаточно мимики, жеста для общения со взрослыми: те понимают его буквально со взгляда, и потребности в речи у малыша не возникает.
4) Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.
5) Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?
1.Понаблюдать за ребенком и обратить внимание на его поведение. Играет ли он также как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
2.Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
3.Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога, психолога и логопеда.
4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
5.При необходимости начать лечение и логопедические занятия.
|