Роль театра в развитии детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Автор: Котельникова Е.М., воспитатель ГУ ТО «СРЦН №1»
- «Ребята, любите ли вы театр?».
Такой вопрос я задала детям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
На меня смотрят двенадцать пар глаз мальчишек и девчонок в возрасте от семи до одиннадцати лет, а в воздухе «висит» тишина.
«Какой театр?! О чем это я?! Они, может быть, и слово это слышат впервые».
Ребята, с которыми я хотела организовать работу по постановке детского спектакля, все с непростой жизненной ситуацией. У кого-то родители злоупотребляют алкоголем, у кого-то из этих родителей нет работы и нечем кормить детей, а у некоторых нет родителей вообще. Что видели эти дети за свою короткую жизнь?! А тут сразу театр!
Так мне предстояло организовать нелегкую работу по театрализованной деятельности в реалиях социально-реабилитационного центра.
С чего начинать?! Начала я с самого простого – рассказывала детям сказки. Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Репка». Перед сном, во время тихого часа.
Несмотря на возраст детей, многие из них были уже школьниками, они слушали с интересом, так как в их жизни мало кто рассказывал им сказки.
Потом, когда я прочно завладела их вниманием, и сказка стала нашим ритуалом, ожиданием чуда, я уже прибегла к небольшим инсценировкам. Брала в руки перчаточных кукол и разыгрывала небольшие сценки, придавая интонацию главным героям – сердитый Дед, звонкая Внучка, тихая и вкрадчивая Лисичка.
В какой-то момент одна девочка (ее звали Варя) робко просила: «А можно я попробую надеть куклу на руку?». От неожиданности я сначала растерялась: «Конечно, давай!».
Так с легкой руки Вари, которая целый день проиграла с перчаточной куклой (эта была Лисичка-сестричка из сказки «Рукавичка»), ребята стали понемногу проявлять интерес к театру.
В своей работе, в повседневной деятельности с воспитанниками я стала рассказывать ребятам о том, что такое театр, иногда они пробовали, как и Варя, играть с перчаточными куклами, потом большой интерес у них вызвал театр теней.
На любой белой и ровной поверхности они старались изобразить собачку, кошку, лебедя.
Включая в их деятельность, в режимные моменты элементы игры мы подошли к тому, что они с помощью жестов и мимики могли показать животных, разыграть мини-сценки, у ребят расширился словарный запас.
Да, не все было гладко, внутренняя трагедия каждого долго не позволяло будущим «актерам» снять мышечные зажимы, были проблемы с речью, дикцией (чему помогала дыхательная гимнастика, постановка речевого голоса, занятия пантомимой).
Дальше интерес детей к театру только усилился. Ребята уже сами без моей помощи ставили мини-сценки по сказкам, так хорошо им знакомым, учились выбирать себе роль самостоятельно, руководствуясь характером персонажа и своими индивидуальными особенностями.
Например, я слышу такой разговор «Димон, ну какой ты медведь?! У тебя голос, как у девчонки, а медведь должен реветь и рычать!»
Я мысленно улыбаюсь (нельзя показать ребятам, что я смеюсь, так как могу нечаянно задеть чувствительную струну в характере маленького актера) и предлагаю выбрать себе другую роль или все-таки попробовать перевоплотиться в того героя, в кого им хочется, но тогда потрудиться над голосом.
Со временем мы с ребятами перейдем к более сложным постановкам, чем мини-спектакли, а пока я радуюсь тому, что я приоткрыла перед ними удивительный мир.
Роль театрализованной деятельности в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, трудно переоценить. Побывав в тяжелых жизненных обстоятельствах, эти дети хотят уйти в другую реальность, перевоплотиться в других героев, и театр прекрасно предоставляет им такую возможность.
Театр помогает таким ребятам: они становятся более раскрепощенными, учатся доверять друг другу, а также доверять взрослым, у них формируется эстетический вкус, развиваются коммуникативные качества личности, так как им приходится постоянно общаться, развивается память, внимание, мышление и воображение, фантазия. Речь воспитанников становится грамотной, интонационно оформленной.
Дети, играя, уходят от своих трудных жизненных ситуаций и проблем, игра дарит им радость, через нее они познают мир. Театр вызывает у ребят радость, удивление, восторг, полет фантазии. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Театр дает большую возможность раскрыться, показать свои таланты. И кто знает, может, среди моих воспитанников есть великие актеры?
|