Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

Роль театра в развитии детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Автор: Котельникова Е.М., воспитатель ГУ ТО «СРЦН №1»

- «Ребята, любите ли вы театр?».

 Такой вопрос я задала детям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

 На меня смотрят двенадцать пар глаз мальчишек и девчонок в возрасте от семи до одиннадцати лет, а в воздухе «висит» тишина.

«Какой театр?! О чем это я?!  Они, может быть, и слово это слышат впервые».

Ребята, с которыми я хотела организовать работу по постановке детского спектакля, все с непростой жизненной ситуацией. У кого-то родители злоупотребляют алкоголем, у кого-то из этих родителей нет работы и нечем кормить детей, а у некоторых нет родителей вообще. Что видели эти дети за свою короткую жизнь?! А тут сразу театр!

Так мне предстояло организовать нелегкую работу по театрализованной деятельности в реалиях социально-реабилитационного центра.

 С чего начинать?! Начала я с самого простого – рассказывала детям сказки. Русские народные сказки:  «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Репка». Перед сном, во время тихого часа.

Несмотря на возраст детей, многие из них были уже школьниками, они слушали с интересом, так как в их жизни мало кто рассказывал им сказки.

Потом, когда я прочно завладела их вниманием, и сказка стала нашим ритуалом, ожиданием чуда, я уже прибегла к небольшим инсценировкам. Брала в руки перчаточных кукол и разыгрывала небольшие сценки, придавая интонацию главным героям – сердитый Дед, звонкая Внучка, тихая и вкрадчивая Лисичка.

В какой-то момент одна девочка (ее звали Варя) робко просила: «А можно я попробую надеть куклу на руку?». От неожиданности я сначала растерялась: «Конечно, давай!».

Так с легкой руки Вари, которая целый день проиграла с перчаточной куклой (эта была Лисичка-сестричка из сказки «Рукавичка»), ребята стали понемногу проявлять интерес к театру.

В своей работе, в повседневной деятельности с воспитанниками я стала рассказывать ребятам о том, что такое театр, иногда они пробовали, как и Варя, играть с перчаточными куклами, потом большой интерес у них вызвал театр теней.

На любой белой и ровной поверхности они старались изобразить собачку, кошку, лебедя.

Включая в их деятельность, в режимные моменты элементы игры мы подошли к тому, что они с помощью жестов и мимики могли показать животных, разыграть мини-сценки, у ребят расширился словарный запас.

 Да, не все было гладко, внутренняя трагедия каждого долго не позволяло будущим  «актерам» снять мышечные зажимы, были проблемы с речью, дикцией (чему помогала дыхательная гимнастика, постановка речевого голоса, занятия пантомимой).

Дальше интерес детей к театру только усилился.  Ребята уже сами без моей помощи ставили мини-сценки по сказкам, так хорошо им знакомым, учились выбирать себе роль самостоятельно, руководствуясь характером персонажа и своими индивидуальными особенностями. 

Например, я слышу такой разговор «Димон, ну какой ты медведь?! У тебя голос, как у девчонки, а медведь должен реветь и рычать!»

Я мысленно улыбаюсь (нельзя показать ребятам, что я смеюсь, так как могу нечаянно задеть чувствительную струну в характере маленького актера) и предлагаю выбрать себе другую роль или все-таки попробовать перевоплотиться в того героя, в кого им хочется, но тогда потрудиться над голосом.

Со временем мы с ребятами перейдем к более сложным постановкам, чем мини-спектакли, а пока я радуюсь тому, что я приоткрыла перед ними удивительный мир.

Роль театрализованной деятельности в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, трудно переоценить. Побывав в тяжелых жизненных обстоятельствах, эти  дети хотят уйти в другую реальность, перевоплотиться в других героев, и театр прекрасно предоставляет им такую возможность.

Театр помогает таким ребятам: они становятся более раскрепощенными, учатся доверять друг другу, а также доверять взрослым,  у них формируется эстетический вкус, развиваются коммуникативные качества личности, так как им приходится постоянно общаться, развивается память, внимание, мышление и воображение, фантазия. Речь воспитанников становится грамотной, интонационно оформленной.

Дети, играя, уходят от своих трудных жизненных ситуаций и проблем, игра дарит им радость, через нее они познают мир. Театр вызывает у ребят радость, удивление, восторг, полет фантазии. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Театр дает большую возможность раскрыться, показать свои таланты. И кто знает, может, среди моих воспитанников есть великие актеры?


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России