СДВГТематическая консультация для родителей
«Подготовка ребенка с СДВГ к школе»
Специалисты выделяют три основных группы проявлений СДВГ: гипе-рактивность, нарушение внимания и импульсивность. Каждая из этих групп может в различной степени и в разное время быть выражена у одного и того же ребенка.
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными движениями, которых ре-бенок часто не замечает. Как правило, ребенок много и зачастую сбивчиво говорит, не заканчивая фраз и перескакивая с мысли на мысль. Продолжи-тельность сна такого ребенка всегда меньше нормы. Недостаток сна, как пра-вило, усугубляет проявления гиперактивности – не успевшая отдохнуть еще не совсем сформировавшаяся нервная система ребенка не справляется с по-током информации, поступающей к нему из внешнего мира. Кроме того, как правило, для таких детей характерны нарушения координации, несформиро-ванность функций мелкой моторики и праксиса (праксис – способность ко-ординировать и контролировать свои действия).
Нарушения внимания проявляются в том, что ребенку трудно долго концентрироваться на одном и том же, у него недостаточно сформированы способности выборочной концентрации внимания (он не может отличить главное от второстепенного и всему уделяет равное внимание), он постоянно скачет с одного на другое – перескакивает строчки в тексте, решает все при-меры одновременно. Такие дети забывчивы, не умеют слушать и сосредота-чиваться. Инстинктивно, они стараются избегать заданий, требующих дли-тельных умственных усилий. Однако это не значит, что эти дети вообще не могут на чем-либо удерживать свое внимание. Они не могут сосредоточиться только на том, что им неинтересно. Если что-то привлечет их интерес, то они могут заниматься этим часами.
Импульсивность выражается в том, что зачастую действие у ребенка опережает мысль. В учебной жизни это выражается в том, что не успеет учи-тель еще начать задавать вопрос, как ребенок уже тянет руку, вопрос еще не до конца сформулирован, а он уже отвечает, его ответ еще не оценили, а он уже без разрешения встал и побежал к окну просто потому, что ему стало ин-тересно посмотреть, как ветер сдувает с берез последнюю листву. Такие дети не умеют регулировать свои действия, подчиняться правилам, ждать, их настроение меняется стремительнее, чем направление ветра осенью.
Теперь о подготовке к школьной жизни.
Что же можно и нужно сделать для того, чтобы ваш ребенок чувство-вал себя в школе максимально комфортно?
Ваши действия должны быть направлены по трем основным направле-ниям:
1) психологическая подготовка и выработка социальных навыков, не-обходимых для нормальной адаптации в школьном коллективе;
2) физическая подготовка – школа это и большая физическая нагрузка, прежде всего, если ваш ребенок здоров, физически крепок, то ему гораздо легче будет перейти в новую ипостась;
3) формирование необходимых учебных навыков.
Попробуем чуть более подробно разобраться в том, что мы можем сде-лать для своего ребенка в каждом из этих направлений.
1. Психологическая подготовка и выработка необходимых соци-альных навыков.
Школа – это уже совсем другой уровень познания ребенком окружаю-щего мира. Это полная смена способа познания окружающего мира. Если в дошкольном возрасте основным средством познания мира была игра, то в школе ребенок должен осваивать новый вид деятельность – учебную. Конеч-но, при посещении занятий для подготовишек, в детском садике, дома с ма-мой, ребенок уже сталкивался с учебной деятельностью – у него были и заня-тия письмом, и устным счетом, и чтением. Но все-таки это не была его ос-новная деятельность. Он занимался всем этим как бы «факультативно» во время, остающееся свободным от игры.
Когда ребенок идет в школу, то ситуация меняется с точностью до наоборот. Теперь основной его «работой» становится учеба, а играть он мо-жет во время, остающееся свободным от учебы. Это очень сложно и трудно для ребенка. Ребенок консервативен по своей природе и крайне неодобри-тельно относится к любым глобальным переменам в своей жизни – инстинк-тивно он воспринимает их как угрозу своему знакомому и привычному миру. Особенно это касается ребенка гиперактивного – привычный и однообразный распорядок дня, скрупулезное следование действий друг за другом в течение всего дня – единственное спасение для его еще не совсем сформировавшейся и склонной к перевозбуждению психики.
Поэтому со школой нужно поступать так же как вы поступали ранее с детским садом – начинать привыкать заранее и постепенно. Для гиперактив-ного ребенка крайне важно посещать подготовительные курсы – они помогут сделать переход от игры к учебе более плавным, постепенным. Очень важно, особенно если вы не посещали детский садик, самой заниматься с ребенком и понемногу переходить к тому, чтобы ваши занятия напоминали уроки по своей структурной организации – было четкое начало и завершение урока, вырабатывались и закреплялись правила, свойственные школе – не преры-ваться и не уходить без разрешения, учиться контролировать свое поведение, учиться сидеть смирно и не мешать соседу – в роли соседа можно «использо-вать» старших брата или сестру или просто друзей вашего ребенка.
Еще одной психологической проблемой, с которой сталкивается ребе-нок при поступлении в школу является высокий уровень самостоятельности. Здесь уже нет ни родителей, ни даже воспитательницы с нянечкой, которые постоянно помогали ему справляться с простыми и повседневными делами – обслуживать самого себя, содержать в порядке рабочее место за своей пар-той, ходить в столовую и т.п. К этому ребенка тоже нужно заранее и посте-пенно приучать. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность
принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без по-мощи взрослых.
Приучайте ребенка к жизни в коллективе, особенно, если он не ходил в садик. Ему будет очень сложно привыкать одновременно к новому виду дея-тельнсти – к урокам и к необходимости проводить много времени и вместе что-то делать в большом коллективе. Развивайте у него одновременно и спо-собность к продуктивному сотрудничеству и способность постоять за себя, отстаивать свое мнение и «отвоевывать своем место под солнцем».
Ну и, наконец, главное, что может обеспечить нормальную психологи-ческую адаптацию ребенка к школе – это тесный эмоциональный и психоло-гический контакт с вами. Ребенок должен доверять вам, у него должно быть желание и развитая вами привычка постоянно рассказывать о том, что он де-лал, видел, думал в течение дня, привычка откровенно говорить о тех про-блемах, с которыми он сталкивался в течение дня. Между вами и ребенком должно быть доверие. Вам следует интересоваться тем, что происходило с ним, не делая при ребенке акцента на том, что вы считаете проблемой, а он, возможно, пока еще не знает как к этому относиться, но делая все возможное, для того, чтобы проблему разрешить. Главное – никогда не паниковать и, даже паникуя, не показывать своей паники ребенку. Ну да, он подрался и пришел домой с синяками, но ведь это неизбежно, драться нужно тоже учиться, поэтому лучше для вас, чтобы вы просто в такой ситуации разобра-лись в чем причина, подсказали возможные пути мирного разрешения по-добных ситуаций на будущее и научили ребенка правильно драться (правда лучше, если это сделает папа, мама по определению не способна научить правильно драться) на тот случай, если все-таки ситуация будет неразрешима мирным путем.
2. Физическая подготовка.
Учеба – это не только эмоциональный стресс для ребенка, но и работа, требующая достаточно большой затраты физических сил. Как ни странно, но для того, чтобы сидеть на месте и делать уроки или слушать учителя ребенку нужно гораздо больше физических сил, чем для того, чтобы целый день но-ситься по полям и весям.
Поэтому вы должны заблоговременно позаботиться о том, чтобы ваш ребенок был в хорошей физической форме и был способен выдержать физи-ческое напряжение спокойного сидения в течение трех уроков и затем еще во время выполнения домашнего задания.
Кроме того, регулярные физические нагрузки – это еще и замечатель-ное дисциплинирующее, развивающее упорство и способность к повторению одних и тех же действий средство. Регулярные физические нагрузки – это и лучшее «укрепляющее организм вещество», действующее не хуже самых со-временных витаминов. Регулярные физические нагрузки нужны мамам и па-пам постоянно, не только во время подготовки их ребенка к школе, но подго-товку ребенка к школе можно использовать в качестве средства, стимулиру-ющего папу лишний раз сделать с ребенком зарядку, а маму – лишний раз
пройтись с ребенком пешком до магазина или до ближайшего парка. В лю-бом случае регулярные физические нагрузки могут оказаться отличным средством для «создания более спокойной атмосферы в семье». Так что, ре-гулярные физические нагрузки – это одни сплошные плюсы при полном от-сутствии минусов. Поэтому, бросайте книгу, переодевайтесь в спортивную форму или просто в удобную одежду, одевайте ребенка – идем гулять, бе-гать, делать зарядку.
3. Формирование необходимых учебных навыков.
Если бы нас с вами сейчас заставили поступать в первый класс, то, не исключено, что мы просто-напросто не сдали бы столь модный сейчас для дошколят экзамен или не прошли бы не менее модное собеседование. Требо-вания, предъявляемые к уровню знаний первоклашек столь высоки, что ино-гда задаешься вопросом – а для чего они идут в школу, если они уже и так знают все, что может реально пригодиться им в жизни.
Тем не менее, все-таки нам придется соответствовать требованиям со-временной школы и даже если до этого вы считали, что не стоит омрачать ребенку детство лишними занятиями и ограничениями двигательной актив-ности, все же непосредственно перед поступлением в школу, придется всей семье вновь основательно засесть за учебник и пройти «школьную програм-му», необходимую для поступления в школу.
Требования, предъявляемые разными школами настолько различны – в какой-то школе достаточно просто знать алфавит, иметь начальные навыки письма, уметь читать несложные тексты, а в какой-то необходимо владеть чуть ли не всеми арифметическими действиями, читать вслух с хорошей тех-никой чтения, быстро и без ошибок, уметь пересказывать тексты, писать не-большие сочинения и тому подобное. Поэтому в данном случае следует по-ступить точно также, как вы когда-то поступили с детским садом – когда вы определитесь со школой, необходимо пойти и узнать у учителей начальных классов, либо у администрации школы – что должен знать ребенок, прихо-дящий к ним в первый класс.
Кроме этого, опытные учителя начальных классов советуют родителям действовать в двух направлениях – развивать мелкую моторику руки и при-вивать навыки и интерес к чтению.
Развитие мелкой моторики руки необходимо для формирования навы-ков графики, то есть умения правильно писать буквы. У детей дошкольного возраста мышцы кисти еще недостаточно развиты, поэтому зачастую плохой почерк и неправильно, неаккуратно написанные буквы связаны не с тем, что ребенок не хочет хорошо выполнить письменное задание, а с тем, что он просто не может – мышцы кисти, отвечающие за точность движений недо-статочно развиты. Учителя начальных классов советуют выполнять такие простые и часто интересные для детей упражнения, как штриховка и обведе-ние. Для развития мышц, отвечающих за мелкую моторику, вы можете при-учать ребенка не просто раскрашивать картинки в раскрашках, но штрихо-вать их ровными, желательно с одинаковым интервалом, штрихами. Вы мо-жете сами придумывать картинки, использовать трафареты, кстати, обводить
трафареты – это тоже хорошее упражнение для развития мелкой моторики рук. Данные упражнения легко превратить в игру, однако, выполняемые ре-гулярно, они помогут вам избежать в дальнейшем проблем с каллиграфией. Очень важно «поставить» руку ребенка, развить ее, подготовить к такой сложной работе, как письмо.
Что же касается навыков выражения мысли, то, как правило, от до-школьника при поступлении в школу требуют, чтобы он умел внимательно слушать чтение книги или рассказ взрослого, понимал то, что ему читают или рассказывают, умел правильно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Как правило в современной школе также требуют, чтобы ребе-нок умел читать как минимум по слогам.
Чтение книг, а не только просмотр мультфильмов, необходимо ребен-ку, так как именно во время чтения развивается способность ребенка к об-разному мышлению (мультик такой возможности не дает, он предлагает уже готовые зрительные образы), восприятию информации на слух, тренируется долговременная память, способность к анализу и творческой интерпретации услышанного.
Лучший способ привить любовь к чтению – это создать еще одну се-мейную традицию, традицию чтения сказок перед сном. Причем, если перед дневным сном это придется делать маме, то чтение сказки папой перед ноч-ным сном ребенка даст обоим замечательную возможность побыть немного вместе, установить тесный эмоциональный контакт. Чтение сказок папой формирует у ребенка уверенность в защите, добром отношении со стороны отца, учит его доверять папе, формирует отношения, которые потом будут длится в течение всей жизни.
Чтение перед сном можно использовать днем в качестве дополнитель-ного упражнения по развитию речи – занимаясь с ребенком, мама всегда мо-жет спросить у него, что ему вчера читал папа. Пересказывая услышанное, ребенок учится не только правильно строить предложения и передавать свою мысль, но и анализировать суть прочитанного. Кроме того, обсуждение ситу-аций и поведения героев, может быть использовано родителями в воспита-тельных целях.
|