|
Роль чтения книг детям в социально-реабилитационном центре
автор: Бусурина К.Л., воспитатель
Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.
Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями!
(Пер. с английского А. Матюхина)
Я, абсолютно «книжный человек», сама не представляю себе жизни без книги. Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, интеллектуального развития человека. Это целенаправленная речевая деятельность, которая обеспечивает человека знаниями, организовывает его, воссоздает опыт, стимулирует интеллектуальное развитие, влияет на поведение, может изменять и совершенствовать личность, но главное, чтение вслух для детей – это общение! К сожалению, дети, поступившие к нам в центр, зачастую никогда даже не слышали чтения книг родителями, не звучала в их доме колыбельная, не слушали они мамину сказку на ночь. А подвергались агрессии, насилию со стороны взрослых. Они не получали необходимой для развития ребенка любви и заботы, видели своими глазами алкоголизм и бродяжничество взрослых. Эти дети росли на улице, были предоставлены сами себе, воспитывались на примерах героев боевиков, детективов и т.д., приходящих к ним с экранов телевизоров, прикольных хитов и «крутых клипов». А как же увидеть другую жизнь, не готовую, навязанную картинками другого человека? Конечно, читая книги!
Лежу на диване. Удобно. Приятно.
Смотрю телевизор, и всё мне понятно.
Другие придумали – мне показать.
Не надо ни думать, ни воображать.
Но мама сказала: – Ты видишь чужое.
Занятие это, считаю пустое.
А с книгой полезнее время твоё:
Читаешь чужое, а видишь своё!
На книжном пути сам себе режиссёр,
Художник, артист, музыкант, каскадёр…
Когда интересную книгу читаешь,
С писателем вместе свой мир сочиняешь:
Ты воин-герой, ты спаситель миров,
Ты храбрый Комарик для всех Пауков.
И сказка и быль, и мгновенье и вечность…
Над книжной страницей лететь в бесконечность!
Сказала когда-то мне мама сама,
Что книги читать – это пища ума.
Твой ум развивается воображеньем,
И чтение – лучшее в мире ученье!
( Сергей Жигалин)
В этом стихотворении верный совет дала мама, а рядом с детьми социально-реабилитационного центра мамы нет! Есть мы, воспитатели, сотрудники центра, волонтеры – взрослые. Взрослых рядом с ними гораздо меньше, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях, и эти взрослые не «принадлежат» лично им. Поэтому дети недополучают внимания, заботы, подчеркнутого интереса именно к себе. Может ли книга хоть в какой-то мере компенсировать недостаток общения? Ведь чтение – это общение! Конечно, хотя бы потому, что в этой форме общения принимают участие ребенок и двое взрослых – виртуальный (автор) и реальный (читающий вслух). И такое общение чаще всего выводит за рамки формального, потому что чтение художественного текста, как правило, процесс эмоциональный, втягивающий участников в поле общих переживаний. Взрослые, читая книгу ребенку, начинают по настоящему заниматься его духовным развитием, формированием его нравственности. Кроме того, мы можем подсказать, какие книги действительно могут оказать помощь детям, что нужно почитать, чтобы легче было решить возможные проблемы. Единственный способ приобщить ребенка к чтению – читать детям вслух. Иногда от чтения вслух дети школьного возраста могут перейти к самостоятельному чтению. Но даже если этого не происходит, чтение вслух в любом случае позитивно влияет и на развитие ребенка, и на его самоощущение. Я желаю всем приятного чтения!
|