Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

Образовательная деятельность по развитию речи дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов

Составитель: воспитатель Е.М. Котельникова

Дошкольный возраст — это период быстрого роста и развития ребёнка. Именно в дошкольном возрасте все психические процессы в организме получают быстрое развитие. Речь так же быстро совершенствуется. Ребёнок, контактируя с внешней средой и людьми, получает новый опыт, уникальные впечатления, в это время умственные способности развиваются скорыми темпами, вместе с ними и речь. Важным этапом в жизни ребенка-дошкольника становится овладение родным языком. Речь не дана нам от рождения, и взрослые уделяют не мало сил, дабы привить ребенку правильную речь и сделать это своевременно.

Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях развитию связной речи уделяется повышенное внимание как одной из основ в обучении и успешном воспитании детей. Связная грамотная речь является отличным навыком, который поможет не только в более качественном и продуктивном общении с окружающими людьми, но и послужит залогом более успешного обучения ребенка в школе, лучшей социализации и в целом интеллектуального развития.

Но что же такое связная речь? Это развернутое определение содержания, осуществляемое последовательно, логично, образно. Развитие связной речи есть одна из главных задач педагога, ведь она является одним из показателей общей культуры индивида.

При возникновении проблем в развитии речи нужно помнить о том, что помимо занятий они могут быть решены и в режимных моментах, которые имеют важное педагогическое и гигиеническое значение. При каждодневном повторении, они исподволь прививают привычку к определенному ритму, дают смену деятельности (труд, игра, учеба), не давая ребенку переутомиться и не перегружать его нервную систему.

При организации режимных моментов нужно делать упор на познавательный характер деятельности ребенка. Итак, теперь можно перейти к разговору об организации работ по развитию речи в повседневной жизни, то есть в режимных моментах.

Мы знаем, что в дошкольном возрасте основным занятием является игра, значит наш успех в работе над речевым развитием будет крыться в использовании разных игр. Воспитатель через игровой процесс вызывает заинтересованность детей, стараясь, между тем, остановиться на таких играх, в которых словарный багаж детей обогащался бы особенно быстро. И это хороший план. Включение игр в режимные моменты дает положительную динамику в вопросе снижения психо-физических нагрузок, а кроме того помогает скорректировать негативные моменты, заложенные в ребенке и вывести его на креативное поведение, сделать более открытым к новым экспериментам.

Далее следует отметить, что режимные моменты должны включать:

1. Дидактические игры по развитию речи, упражнения по фонетике, грамматике и лексике.

В игре следует уделять особое внимание работе с произношением, написанием букв и составлением предложений, так как, например, при  наличии даже неярко проявленных проблем в фонематическом плане возможны серьезные трудности при изучении малышом материалов по письму или чтению, в следствии слабо сформированных практических представлений о звуковом составе слова. Хорошей идеей представляется использование в игре различных загадок, даже если ребенок не отгадывает их сам. Фокус состоит в том, что загадки отлично развивают воображение и навык характеризовать что бы то ни было, быстрее становятся и реакции на слова.

Я внимательно присматриваюсь утром к настроению малышей. Заметив, что Варя сегодня грустит, плохо идет на контакт, я предложу ей помочь мне провести игру "Какая, какой, какое". Варя вынимает изображения из коробочки, а остальные малыши называют поочередно признаки предметов, изображенных на картинке.

Мяч- упругий, красный, резиновый.

Арбуз- зеленый, сладкий, полосатый.

 "Ого! нам пришла посылка!" Эта игра очень нравится детям. Мы получили посылку, но вот незадача! Позабыла кодовое слово. Но точно помню, что начинается оно со звука "Р". Только пароль нужно прокричать вместе и громко! Малыши наперебой выкрикивают придуманные слова-пароли. Важное замечание, если малыш не может придумать слово, то стоит подойти к нему и мягко и ненавязчиво помочь. Самое лучшее, когда дети начинают помогать друг-другу.

2. Описание гардероба.

Я демонстрирую малышам различные элементы одежды, они их перечисляют - капюшон, рукав, молния, пуговицы и тд. Уточняют, зимняя ли это одежда или ее носят летом?

3. Говорящие баночки с гуашью.

Слушайте! Наши краски заговорили! Ух, что же они нам расскажут? (у меня, например, ЗЕЛЕНАЯ баночка) Моя краска мне сказала: трава, огурчик, кузнечик. После малыши рассказывают сами по образцу, данному взрослым.

4. Волшебное лукошко.

В лукошке находятся разные предметы, малыши по очереди с закрытыми глазами достают их и рассказывают о вынутом предмете (что это? для чего это? из чего это?)

5. Дополнялки.

 ПУ-РУ-РУ- затеваем..... (игру)

ТЫ-ТЫ-ТЫ-у девочек.....(цветы)

ЗА-ЗА-ЗА- на цветочке.....(стрекоза)

КО-КО-КО- пьем коровье.....(молоко)

Подобные игры очень хорошо расширяют запас слов у малышей, кроме того это отличное упражнение для практики уже известных слов. В целом, беседы во время режимных моментов дают более прочные знания, слова лучше запоминаются, как те, которые только что были услышаны, так и те, которые заучивались ранее, например на занятии у логопеда.

6. Дежурный по столовой.

-Итак, сегодня дежурят Маша и Паша. А пока они накрываю столы, послушайте нашу беседу.

-Маша, что ты ставишь на стол?

-Чашки.

-Здорово! А куда ты ставишь чашки?

-На стол.

-А какие это чашки: маленькие или большие?

-Маленькие.

И так далее...

Я так же могу продолжить беседу, когда они уже рассядутся за столы, но еще не начнут прием пищи:

-Ребята, расскажите мне, только так, каждый из вас считает, а как же мы должны вести себя за столом?

-Тихо!

-Не разговаривать, пока кушаешь!

-Сидеть ровненько!

Процесс подготовки к прогулке тоже может помочь в закреплении лексики, связанной с временами года, предметами гардероба, погоды, навыка вежливого обращения, в случаях, когда понадобится помощь. Во время прогулок на открытом воздухе, а также сюжетно-ролевых игр открывается отличная возможность для проведения работ в любом направлении коррекции.

Есть много игр, направленных на развитие речи, которые отлично подходят для прогулки- "Пойми Меня", "Съедобное-Несъедобное" и многие другие.

Так же очень полезными я считаю наблюдения за природой во время пребывания на свежем воздухе. Иногда на основе этих наблюдений мы с детьми придумываем сказки, рисуем то, что встретилось нам по пути, вспоминаем стихотворения про увиденное, про птичку, про солнышко, травку или снежинки.

Отдельно хочу рассказать о "Пальчиковых Играх". Обычно, я совмещаю их с пением песенок, декламацией стишков-потешек, так как мелкая моторика пальцев и кистей рук оказывают положительное влияние на развитие речи. Они нормализуют эмоциональный фон, тренируют пальчики, благодаря им ребенок внимательнее слушает и лучше воспринимает содержание и ритм речи. Потешка - отличный материал для привития навыков речи, ведь в основе их, как правило лежит структура диалога.

-"Привет, пальчик!"- кончиком большого пальца нужно коснуться кончиков остальных пальчиков

-«Пальчик – мальчик» Взрослый показывает большой палец Пальчик – мальчик где ты был? Правой руки и говорит, обращаясь к нему.

С этим братцем – в лес ходил. Прикасаясь кончиком большого пальца

С этим братцем - щи варил. Поочерёдно к кончикам всех остальных

С этим братцем – кашу ел. Пальцев, начиная с указательного.

С этим братцем - песни пел.

Важно, чтобы в играх были задействованы все пальчики, как правой, так и левой руки.

Вечерняя коррекционная работа по заданию логопеда так же является важным этапом дня, и я всегда стараюсь использовать ее максимально эффективно. Логопед дает индивидуальный материал, особенно необходимый ребенку тогда, когда стоит вопрос об автоматизации поставленного звука, или же является подготовкой почвы для будущего занятия с логопедом. Все это явно видно в таких упражнениях как: «Поймай звук», «Хлопай не зевай», «Назови первый, последний звуки» и т. д. Игры «Назови ласково», «Исправь ошибку», «Подбери слова», «Скажи наоборот», Отгадай, что это» я использую для улучшения лексико – грамматический процессов.

Для развития же непосредственно связной речи мы с малышами читаем стихи выразительно, слушаем сказки, после обсуждаем их, разглядываем картинки и беседуем на тему увиденного.

Подводя итог, я думаю, что качество режима дня напрямую зависит от того насколько хорошо продумано, спланировано и организовано время детей. Во главу же угла должна быть поставлена подготовка к предстоящей школьной учебе, и успеха в этом можно достичь лишь совместным трудом педагога и логопеда.


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России