Программа "Королева кисточка"
(рекомендованная для детей старшего дошкольного возраста)
автор: воспитатель Инна Евгеньевна Грецова

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа. Полнота и точность образов восприятия зависят от овладения детьми выразительными средствами и уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.
Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал ребенок и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире. Рисование - естественная потребность ребенка.
Рисование имеет большое влияние на личностное развитие ребенка
развитие мелкой моторики;
расширение словарного запаса;
расширение кругозора;
развитие познавательных процессов;
развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;
развитие умения взаимодействовать, делового и личностного общения;
развитие композиционного умения;
позитивное влияние на психическое и физическое здоровье
Таким образом, рисование для детей старшего дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности.
Рабочая программа по рисованию в старшей группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой МОЗАИКА - СИНТЕЗ 2014г.
Программа рассчитана на 1 год обучения и включает содержание 36 занятий. Продолжительность занятий от 20 до 25 минут.
Цель программы: развитие изобразительных способностей, навыков, умений, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;
Задачи:
формирование навыков рисования;
учить передавать в изображении свойства предметов (форма, величина, цвет, характерные детали,
соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга);
учить рисовать кистью разными способами, использование нетрадиционной техники рисования
(набрызгом, рисование мятой бумагой);
развивать композиционные умения;
развитие мелкой моторики рук;
обогащение чувственно-эмоционального опыта;
воспитание гармонично развитой личности
Ожидаемые результаты:
происходит раскрытие творческих способностей ребенка;
ребенок обучается новым художественным техникам и способам изображения;
ребенок получает знания, умения и навыки рисования;
плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
развивается образное мышление, активизируется зрительная память;
развиваются эстетические чувства: чувство формы, пропорции, цвета, ритма, композиции;
используют разные приёмы нетрадиционного рисования;
Формы работы
индивидуальные;
групповые;
целевые прогулки и экскурсии
Методы работы
игры;
беседы, чтение и заучивание художественной литературы;
работа с наглядным материалом, рассматривание репродукций картин;
практические упражнения для отработки необходимых навыков
Технические средства образования
Компьютер;
DVD;
Экран;
Мультимедийные системы;
Наглядные пособия: картинки, открытки, репродукции, плакаты
Методическое обеспечение
Дидактические игры: «Что за фрукт», «Летает – не летает», «Разноцветная страница», «Узнай по описанию», «Волшебные кляксы», «Угости зайчика морковкой», «Строим дом», «Мозайка», «Листопад?», лото, пазлы, детское домино; настольный и кукольный театр: «Репка», «Колобок», «Рукавичка», «Три медведя», «Крылатый, мохнатый и масленый»; компьютерные развивающие игры: «В море под водой», «Паровозики из Чаггинтона », «Наряжаем куклу » и т.д.; видеофильмы: «Забавные животные», «Птичий двор», «Времена года», «В мире природы»; аудиозаписи с детскими песнями, хороводами, звуки природы; презентации: «Загадки с грядки», «Когда это бывает?», «Мой город Тула», «Зимние забавы», «Народные промыслы».
Реализация программы
Программа разработана на основе методических материалов М.А. Васильевой, В.И. Логиновой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой и др.
Рассчитана на 1 год обучения и включает содержание 36 занятий (1 групповое занятие в неделю и индивидуальные занятия).
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет), разработана с учетом возрастных и психофизических особенностей детей.
Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.Занятия носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер, обеспечивают активное включение детей в художественно - творческий процесс. Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Реализация данной программы предполагает сотрудничество и взаимодействие специалистов отделения: воспитателей, педагогов-психологов, учителя-дефектолога (логопеда), медицинских работников.
Тематический план
№
п/п
|
Тема
|
Название занятий
|
Количество занятий
|
1
|
Дары осени
|
«Загадки с грядки» «Морковка и лук» «Фрукты для компота» «Боровики»
|
4
|
2
|
Деревья
|
«Ели большие и маленькие» «Осень в гости к нам пришла» «Белая береза под моим окном» «Расцвела сирень»
|
4
|
3
|
Птицы
|
«Птицы синие и красные» «Грачи прилетели» «Снегири»
|
3
|
4
|
Животные
|
«Три медведя гуляют» «Зайчишка - трусишка» «Усатый - полосатый» «Собачка»
|
4
|
5
|
Посуда
|
«Красивая ваза»
|
1
|
6
|
Рыбы
|
«Рыбки плавают в аквариуме»
|
1
|
7
|
Транспорт
|
«Цветные автомобили» «По морям, по волнам»
|
2
|
8
|
Цветы
|
«Комнатное растение» «Нежные подснежники» «Укрась платочек ромашками»
|
3
|
9
|
Архитектура
|
«Домик для птиц» «Заснеженный дом» «Вечерний город»
|
3
|
10
|
Сезонные явления
|
«Падал снег» «Снеговики» «Тает снег, тает лед»
|
3
|
11
|
Народные промыслы
|
«Дымковская барышня» «Филимоновская игрушка» «Золотая хохлома»
|
3
|
12
|
Человек
|
«Веселый клоун» «Девочка в красивом платье» «Наши мальчики»
|
3
|
13
|
Свободная тема
|
«Рисование по замыслу» «Разноцветные страницы»
|
2
|
Итого
|
36
|
Используемая литература
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». - М: «Мозаика-Синтез»,2014г.
2. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой. - М: «Мозаика-Синтез», 2014г.
3. Л. И. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», – М: «Карапуз»,2009г.
4. Л. И. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду», – М: «Карапуз»,2009г.
5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», - М: «Мозаика-Синтез»,2008г.
6. Т. Г. Казакова «Занятия по изобразительной деятельности», - М: Просвещение, 2006г.
7. А.С.Галанов, С.Н.Корнилова, С.Л. Куликова « Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству». – М: ТЦ «Сфера», 2000г.
8. О.А. Соломенникова «Радость творчества», - М: «Мозаика-Синтез»,2008г.
9. Т.Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений». – М. Просвещение, 2006г.
10. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012г.
11. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду», - М.2007г.
12. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», - М: «Мозаика-Синтез»,2008г.
13. Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 5 – 6 лет», - М: «Мозайка - Синтез», 2010г.
|