Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

Профилактика суицида в работе с подростками в условиях социально-реабилитационного центра

Составитель: Сковина И.А., воспитатель

Самоубийство является одной из серьезных проблем современного общества, актуальность которой характерна для стран с совершенно разными социально-экономическими условиями, культурными и религиозными традициями. Имеющиеся данные показывают, что каждый год из жизни добровольно уходят почти полмиллиона людей, живущих на планете.

Одними из наиболее суицидально опасных возрастов является подростковый возраст, когда происходит формирование сексуально-ролевой идентификации, особо остро переживаются неразделенная любовь, конфликты с друзьями, родителями, школьные проблемы. Клинико-эпидемиологические исследования показывают, что у детей суицид занимает 10-е место среди причин смерти, а в подростковом возрасте он представляет собой значительно большую проблему.

Суициды составляют  примерно 12 % обшей летальности в детско-подростковой возрастной группе. В возрастной группе от 12 до 18 лет завершенный суицид стоит на втором – третьем месте среди причин смерти. В связи с этим остро стоит вопрос не только об изучении факторов суицидального поведения в подростковой среде, но и о выработке системы профилактики, обобщенных в форме социально-педагогических технологий.

Суицид– умышленное самоповреждение со смертельным исходом(лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей-неволей оказался[1].

Е.В. Змановская пишет, что «Г. Сейр, анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделил четыре основные причины самоубийства:

– изоляция(чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто неинтересуется);

–беспомощность(ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

– безнадежность(когда будущее не предвещает ничего хорошего);

– чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя)» [3, С. 30].

Профилактика суицидального поведения – одна из важных и сложнейших проблем нашего общества. Проблема суицидов отражает противоречия и несовершенство многих сторон жизни отдельного человека и общества в целом. Сочетания микросоциальных (социально-психологических) причин и индивидуально-психологических особенностей личности, обусловливающие суицидальные формы реагирования на психологически трудные обстоятельства, предполагают индивидуализацию работы, особенно с учащимися группы риска. Как следует из сказанного, предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток – это задача психолого-педагогического состава, осуществляющих коррекционную работу с учащимися группы риска.

Существуют различные формы профилактической работы.

  1.  организация социальной среды.
  2. информирование.
  3. активное социальное обучение социально-важным навыкам.
  4. организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.
  5. организация здорового образа жизни.
  6. активизация личностных ресурсов.
  7. минимизация негативных последствий суицидального поведения[2].

В различных видах профилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения суицидального поведения используются различные социально-психологические методы.

Среди ведущих методов профилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

Целью работы социального педагога, воспитателя, психолога социально – реабилитационного центра в направлении «Склонность к суицидальному поведению» является профилактика суицидального поведения у старшеклассников 8-11 классов.

Данная цель реализуется в несколько этапов:

1 этап: Групповая первичная диагностика.

2 этап: Индивидуальная углубленная диагностика подростков, склонных к суициду.

3 этап: Психокоррекционная работа с подростками, склонными к суицидальному поведению.

4 этап: Групповое и индивидуальное консультирование родителей старшеклассников.

5 этап: Групповая и индивидуальная консультационная работа с педагогами школы.

6 этап. Профилактический контроль за подростками из группы риска, прошедших психопрофилактику ранее.

Наиболее сложным этапом в профилактике суицида является работа непосредственно с детьми, склонными к нему. Трудность в том, что ребёнок данной группы риска тревожен, мнителен. Часто, имея опыт негативного общения со взрослыми, подросток, неохотно идёт на контакт, на доверительные отношения с психологом, необходимые при углублённой психодиагностике и дальнейшей работе с ребёнком  группы риска.

Анализ ситуаций и проблем, заявленных подростками группы риска как сложные, позволяет сгруппировать их вокруг четырёх основных факторов:

– взаимоотношения с родителями, степень понимания ими своих детей, сопереживания, нормативность отношений;

– проблемы в школе, связанные с социометрическим статусом в классе и его последствиями;

– личностное отношение к факторам жизненных перспектив, к себе как незначимому человеку;

– взаимоотношения со сверстниками, друзьями, представителями противоположного пола.

Основная сложность коррекции эмоционального состояния и отношения детей к жизни в существовании объективных проблем подростка. При этом, вопрос об изменении условий среды и устранения объективных причин тревожности стоит очень остро, так как он практически не решаем. В этой ситуации все усилия педагогов социально-реабилитационного центра  направлены на изменение отношения ребёнка к существующим условиям.

К решению проблем подростка подключаются также и их родители. Групповые консультации позволили обратить внимание родителей на эмоциональное состояние их детей, проблемы и потребности, на это указывает увеличение количества родителей, обращающихся к педагогам  после каждой такой консультации. В результате проделанной индивидуальной работы с родителями было обнаружено улучшение эмоционального состояния у  детей группы риска вследствие изменения внутрисемейных отношений, отношения родителей к подростку, его потребностям и проблемам.

Так как ребёнок значительную часть своего времени проводит в школе, то работа с учителями в школе  очень необходима. Педагог, ознакомленный с диагностической картиной, компетентно ведёт себя в ситуациях межличностного общения, адекватно реагирует на суицидальные высказывания и готов к быстрому реагированию в случае суицидальной попытки. Также способствует предупреждению суицидальных срывов через наблюдение за группой риска и своевременное разрешение сложных ситуаций в школьной жизни ребёнка.

Педагоги школы являются активными участниками профилактики суицидального поведения через организацию мероприятий, имеющих цель позитивно настроить ребят к жизни и будущему, через наблюдение за возникновением антивитальных мыслей и высказываний не только учащихся из группы риска, но общей массы школьников.

Отследить эффективность проделанной работы по профилактике суицидального поведения среди подростков, можно и по результатам профилактического контроля. При анализе изменений, произошедших с подростками, у которых улучшилась ситуация, обнаружено, что:

– улучшение эмоционального состояния произошло вследствие исчезновения источника, причины тревожности;

– улучшение эмоционального состояния вследствие изменения отношения к себе, повышения самооценки, восприятия себя как значимого для окружающих человека после прохождения психопрофилактики;

– улучшение эмоционального состояния вследствие изменения внутрисемейных отношений, отношения родителей к подростку, его потребностям и проблемам после индивидуального консультирования родителей;

– улучшение эмоционального состояния вследствие изменения отношения к миру, восприятие его как доброжелательного или нейтрального после прохождения профилактики [2].

Таким образом, в работе педагогов , по моему мнению, профилактика суицидального поведения должна занимать одно из первых и главных мест. Следует отметить, что данная работа невозможна без взаимодействия всех участников процесса обучения и воспитания: педагогов, медработников, администрации, и, конечно, родителей. Для этого необходимо, как правило, перестроить сознание педагогов и родителей с восприятия проблем подростков, асоциального и суицидального поведения, как не относящихся к ним, к их детям. Сложно убедить взрослых людей в преимуществе превентивной работы, профилактических мер, и даже в дальнейшем, при понимании данного подхода, затруднительно у родителей актуализировать процесс соотнесения убеждённости и действенности.

 

Список литературы

 

  1. Андрюхин, Н.Г. Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики/ Н.Г. Андрюхин// Сборник материалов международной научно-практической конференции. – 2014. – № 2. – С. 95-101.
  2. Банников, Г. Выявление и предупреждение суицидального поведения среди несовершеннолетних: памятка психологам образовательных учреждений/ Г. Банников // ОБЖ. – 2012. – № 4. – С. 34-37.
  3. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2004. – 287 с.

 


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России