Процесс адаптации ребенка в приемной семьеСоставитель: педагог-психолог
Анастасия Владимировна Дьякова
В семью вошел новый ребенок. До его появления взрослые были уверенны в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить ребенка таким, какой он будет. Иллюзии и некоторая эйфория, уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и преодоления трудностей, - типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверенны в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Но появление чужого ребенка – это серьезное испытание для всей семьи. Кроме того, при появлении нового члена семьи нарушается семейное равновесие, которое зачастую бывает достаточно хрупким. Это происходит даже тогда, когда рождается собственный ребенок. А что говорить, когда в семье появляется незнакомый ребенок, причем довольно сложной судьбы и непростого характера.
Особенности адаптации детей разного возраста
Дети от 1 до 3 лет
У этих детей отделение от объекта привязанности может нарушить формирующийся баланс между автономией и независимостью. В поведении это может проявляться либо в «цеплянии» за взрослого, либо в чрезмерной самостоятельности. Перемещение в замещающую семью в этом возрасте осложняется тем, что ребенок должен привыкнуть к новой семейной роли, новой возрастной позиции. Например, если до этого с ним общались неадекватно, делая из него «козла отпущения», то этот стереотип он будет пытаться перенести и на замещающую семью. Новая роль может вызвать у него протест. Появление в его окружении старших или младших детей также может быть для него неожиданным и нарушать его идентичность. При помещении в замещающую семью, явно начинает наблюдаться регресс в речевом развитии. Нередко он вызван разлукой с «переводчиком» - членом семьи, который «лучше всех понимал упрощенные детские слова, жесты, и соответствующим образом реагировал на них, создавая зону ближайшего развития».
Дошкольный возраст
В этом возрасте дети считают, что смена семьи—результат их мыслей, фантазий или плохого поведения. Эгоцентризм и магическое мышление являются характерными особенностями их познавательной сферы и оказывают влияние на формирование подобной реакции. Если искаженные представления о причинах расставания ребенка с семьей не подвергаются коррекции, то магическое мышление сохраняется дольше по сравнению со средней нормой. В этих случаях работа с ребенком при помещении в замещающую семью должна быть направлена на прояснение «магических» представлений о причинах его отделения отбывшего объекта привязанности и помещения в замещающую семью.
Особенно важна проработка его чувства «вины». Обычно ребенку в доступной для него норме сообщается о том, что он не виноват в том, что покинул родную семью. Однако утверждение о том, что он ребенок не виноват, подразумевает существование кого-то еще, на ком действительно лежит некая вина. Более эффективно говорить о том, что произошло в терминах отношений и потребностей: что нужно было ребенку на момент его изъятия из семьи; что нужно было родителям и какие у них были возможности? Как члены семьи старались удовлетворить потребности ребенка? У всех ли членов семьи это получалось? Разговор о потребностях и взаимодействии членов семьи для удовлетворения их потребностей помогает детям лучше понимать и контролировать свое поведение, и в то же время дает понять, что они не должны отвечать за поведение взрослых.
Если переживания ребенка, основанные на магическом осмыслении причин сепарации и помещения в замещающую семью, не находят выхода ни в беседе, ни в диагностической игре, ключом к их пониманию могут стать эпизоды странного (на первый взгляд, бессмысленного) поведения ребенка.
Младший школьный возраст
У детей этого возраста за сепарацией от привязанности и помещением в замещающую семью часто следует регресс в учебе. Различия в ценностных ориентациях семей могут приводить к конфликту представлений о «хорошем» и «плохом». С одной стороны, детям этого возраста легче переносить сепарацию, т.к. они способны представлять себе план работы с замещающей и кровной семьями и удерживать временную перспективу. С другой стороны, они способны на длительную привязанность, даже когда контакты. С объектом привязанности прерваны, поэтому даже через несколько лет после помещения ребенка в новую семью нельзя не учитывать его отношения с теми, кто заботился о нем прежде.
|