|
Трансляция практического опыта по работе в технике «Paperkraft»
с детьми, имеющими девиантное поведение,
как способ повышения профессиональной компетенции
Составитель: воспитатель Е.Н. Велисевич
Девиантное поведение подростков зачастую является только защитной реакцией на разного рода жизненные невзгоды. Это не только проблемы со сверстниками и семейные проблемы, часто это ещё и невозможность подростку найти своё я в этом сложном мире. Это несоответствие стандартам, принятым в обществе: чего нужно хотеть, каким быть, как нужно одеваться и какую внешность лучше иметь.
Девиантное поведение подростков представляет целый комплекс аутоагрессивных (например, суицид), антисоциальных, делинквентных, антидисциплинарных и противоправных поступков. Также если подросток уходит с головой в изучение одного какого-то предмета или в собственное творчество – его поведение тоже подходит под определение девиантного.
Девиантное поведение чаще всего проявляется у подростков: кто-то замыкается, другой слишком агрессивен, а третий пытается привлечь к себе внимание. А в действительности – это всего лишь ответ незрелого человека на несовершенство мира. Случается, что поведение детей и подростков нарушается лишь от того, что оно никак не соответствует принятым стандартам, ожиданиям общества и родителей.
Исследуя особенности подростков с «трудным» поведением и изыскивая наиболее действенные пути и средства их воспитания, учреждение предоставляет подросткам различные виды деятельности, тем самым способствуют социализации подростков через организованный досуг. Самореализация подростков с «трудным» поведением происходит через комплекс основных видов деятельности. На различных игровых, творческих вечерах подросток может реализовать себя во многих качествах: в качестве певца, актёра, танцора, сценариста… это помогает ему утвердиться в коллективе, способствует развитию художественно-творческих способностей.
Papercraft (Паперкрафт) – одно из самых современных, модных, красивых и интересных увлечений. Его возможности безграничны, подростки с огромным удовольствием собирают ракеты, танки, маски и героев своих любимых фильмов и игр.
Papercraft (в дословном переводе Paper — бумага, craft — ремесло) — это объемные модели, заготовками для которых, служат особые выкройки, вырезаемые из картона или бумаги. Можно сказать, что это «упрощенная» версия оригами, в которой допускается использование ножниц и клея.
Творческий потенциал подростка наиболее активно развивается на таких занятиях. Занятия конструированием в технике Papercraft вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Все это особенно важно для формирования личности ребенка.
Благодаря тренировке мелкой моторики пальцев рук, возрастает скорость мыслительных процессов, гибкость и оригинальность мышления, развивается воображение, логика, речь. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. В процесс создания фигурки вовлекаются самые разнородные психофизиологические механизмы: моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), мышление и фантазия, стимул быстрого результата (в том числе для игры или подарка, сделанного своими руками). Если воспитанник утомляется, он может переключиться на другой элемент работы: от склеивания и вырезания переходит к игре с готовой фигуркой, читает новые схемы, компонует готовые элементы в панно. Такая смена внимания предупреждает перенапряжение и переутомление воспитанников при насыщенной и разнообразной моторной и мысленной работе.
Работа с бумагой – наименее хлопотное дело в отличие от других видов изобразительной деятельности. Небольшой перечень простых инструментов (ножницы, макетный нож, коврик принтер, клей), наличие бумаги – все это не составит трудностей в организации занятий конструированием. Техника Papercraft используется для разных целей, поэтому печать заготовок производится в формате А3 и А4, на бумаге плотностью 80 гр/м2 или на бумаге 120 гр/м2, на выбор. Так называемые развертки можно абсолютно бесплатно скачать в сети интернет или в специализированных группах в социальной сети Вконтакт. Так же можно приобрести платные авторские развертки или уже готовые наборы для склеивания фигур.
Papercraft позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Такие занятия имеют большое значение для гармоничного развития подростка, они способствую развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают умение, чувство формы, глазомер и цветоощущения.
Papercraft известен миру уже очень давно, раньше его использовали как простое и, главное, не дорогое украшение жилья. Но в современном мире это больше способ самовыражения, поскольку в каждую модель вкладывается фантазия и умение мастера. Papercraft достаточно успешная бизнес модель, активно развивающаяся. Полигональные фигуры из различных материалов с успехом используются в рекламе, для дизайна помещений и фотозон. Самостоятельная разработка 3Д фигур требует серьезных навыков владения компьютером и освоения специализированных программ (PEPAKURA).
Благодаря применению творческих занятий в личности подростков с девиантным поведением происходят позитивные изменения – появляются новые интересы, которые влияют на изменение мировоззрения; стремление к самосовершенствованию; формируются эмоционально-образное отношение подростков к действительности, способствующее их духовному росту и общей культуре. Именно поэтому эстетическое воспитание подростков должно рассматриваться, как важнейший элемент целостной системы формирования личности. Специфичность эстетического воспитания в том, что оно формирует у воспитанников понимание красоты, утончённость мировосприятия, интерес к искусству, развивает творческие способности. Добиваясь определённых признаний, в той или иной деятельности, подростки увлекаются и стараются добиться большего результата.
|