Что делать, если в классе началась травля?
Памятка для учителей
Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга
1. При установлении факта или подозрения на существование ситуации буллинга учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
2. Администрация совместно с психолого-педагогической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии. Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации школы и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации.
3. Проводится непосредственная работа с жертвами буллинга и преследователями.
Действия учителей
• Не игнорировать, не преуменьшать значение факта буллинга. В школе следует прийти к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия. Тогда повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать (в том числе наблюдателей и сторонников агрессоора) на эту ситуацию.
• Занять позицию. Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются».
Действия классного руководителя
1. Проинформировать педагогический коллектив. Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
2. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга:
• Выслушайте и поддержите ребенка.
• Скажите ребенку:
Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.
Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства).
Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость: «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».
Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и высказать собственное негативное отношение к происходящему.
После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.
В ходе разговора с классом следует:
• Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию.
• Вместе обсудить имеющиеся правила противодействия и профилактики буллинга или выработать новые правила общения и поведения. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.
• Обозначить травлю как «болезнь группы».
• Установить твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения.
• Ввести «санкции» за подобное поведение.
• Обеспечить последовательное введение и осуществление «санкций».
План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:
1. Прямота. Назовите проблему своим именем – это травля, насилие. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека.
2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?»
3. Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются свои индивидуальные особенности, которые могут раздражать других.
4. Обсудите и введите новые правила поведения и личную ответственность за их нарушения. Предложите лидерам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за введение новых правил поведения и общения в классе. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции.
5. Изучите морально-психологическую обстановку в классе. Проведите анкетирование и обсудите его результаты.
6. Обратитесь за помощью к специалисту. Пригласите педагога-психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
7. Можно обратиться за помощью в школьный совет по профилактике.
Привлечение авторитетного союзника
Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет не такой по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
Пригласить родителей для беседы
В процессе беседы с родителями следует обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, которые свидетельствуют о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования на эту ситуацию взрослых, в частности, родителей.
Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей.
|