Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ»

Новая редакция 

 

рекомендована для депривированных детей в условиях социально – реабилитационного центра 

Возраст от 10 до 17 лет 

Срок реализации 1 год

 Составитель: воспитатель Шестопалова М. В.

Тула - 2016 г.

пояснительная записка

Актуальность проблемы нравственно-полового воспитания очевидна.

Подростковая и юношеская сексуальность всегда была предметом беспокойства для взрослых, особенно родителей и педагогов. Кризис наблюдается и в самом институте семьи, о чем свидетельствуют данные статистики.

Причины данного явления сложны и неоднородны. Существует ряд причин объективного характера, воздействовать на которые можно только через глобальные изменения в экономике и социуме. С другой стороны, семья представляет собой сложную, изменчивую психологическую систему,

способную к саморазвитию и самосовершенствованию. К числу психологических причин кризиса семьи относится неподготовленность молодых людей к вступлению в брак: отсутствие знаний в области семейных отношений; неосвоенность половых, социальных и семейных ролей, давление негативных социальных стереотипов; недостаточный уровень культуры межличностных отношений. Большинство из существующих программ не учитывают в должной мере все три аспекта нравственно-полового воспитания. Часть из них просто устарела.

Сексуальное поведение. Одной из особенностей переходного периода является формирование сексуального поведения. Это происходит как ответ на внутренние изменения и психологическую перестройку растущего и развивающегося организма, а также на внешние стимулы.

Сексуальная раскованность подростков часто дополняет другие формы поведения, сопряженного с риском для здоровья. Высокая сексуальная активность в этом возрасте при отсутствии необходимого уровня гигиенических знаний ведет к росту распространенности раннего начала половой жизни.

Формирование определенного типа сексуального поведения у подростков во многом определяется сексуальными факторами, микросоциальной средой. Более склоны к раскованному сексуальному поведению подростки из неполных семей, семей с плохом психологическим климатом и низким уровнем доходов, а также употребляющие алкоголь и наркотики.

Программа рассчитана на 46 часов и предназначена для подростков (10 – 17 лет).   

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  1. Подготовка к созданию собственной семьи и осознание своей роли в ней;
  2. Формирование основ психологической и нравственной культуры взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с одной стороны, и родителями и детьми, с другой стороны.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Повысить степень информированности о культурно – исторических основах семейных отношений, психологических, физиологических и правовых особенностях.
  2. Дать понятие об изменениях в организме в период полового созревания; понятие об инфекциях, передаваемых половым путем; об основах интимной гигиены; влияние физической культуры на здоровье подростков.
  3. Создать условия для осознания своих половых, социальных и семейных ролей.
  4. Развивать способности соотносить социально – культурные нормы с собственным поведением.
  5. Освоить подростками ценности семьи (этикет, эстетика быта, досуг).
  6. Дать понятия о семейной экономике: потребности семьи; рациональное планирование домашнего бюджета; ведение домашнего хозяйства. 

Формы работы: 

-       беседа

-       игра

-       практическая деятельность

-       мини – лекции

-       конкурсы, викторины

-       тестирование, экскурсии

принципы организации РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ работы:

-       принципы гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми, толерантности

-       сотрудничества детей и взрослых

-       индивидуальный подход к ребенку

-       комплексный подход к индивидуальной работе с детьми 

условия реализации программы: 

Для более успешной работы программа необходимо:

-       дидактический материал

-       методический материал

-       технические средства

-       предметы быта, костюмы, аксессуары

тематический план  

 

 

№ п/п

 

 

Наименование разделов,

 тем

Количество часов

всего

на теоретические занятия

на практические занятия

 

 

1.

 

 

Введение

1.1

Знакомство с программой.

1

1

-

2.

Семья в свете духовно – нравственных традиций

общества

2.1

Семья в различных культурах.

1

1

-

2.2

Нравственные нормы брака в христианской культуре.

2

1

1

3.

ОСОБЕНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА

3.1

Психологические особенности подростков. Чувства. Эмоции. Как с ними справляться.

4

2

2

3.2

Дружба. Влюбленность. Любовь.

2

1

1

3.3

Комплексы.

2

1

1

3.4

Подросток и семья.

2

1

1

4.

 ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯ РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМЫ. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ

4.1

Изменения в организме в период полового созревание.

1

1

-

4.2

Основы интимной гигиены.

2

1

1

4.3

Основные понятия о репродуктивные органах.

4

2

2

4.4

Сексуальная культура.

1

1

-

4.5

Понятие об инфекциях, передаваемых половым путём.

2

1

1

4.6

Твои невидимые враги.

2

1

1

5.

 

 

 БРАК И СЕМЬЯ

 

5.1

Что такое готовность к браку?

1

1

-

5.2

Мужское и женское начало в семье.

1

1

-

5.3

Психология семейных отношений. Типы супружеских пар.

2

1

1

5.4

Особенности молодой семьи. Ранние браки.

1

1

-

5.5

Строим семью.

4

2

2

6.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕНОСТИ СЕМЬИ

 

6.1

Нравственный климат семьи.

2

1

1

6.2

Семейный досуг.

2

1

1

6.3

Эстетика быта.

2

1

1

6.4

Этикет в жизни семьи.

2

1

1

6.5

Профилактика нарушений семейных отношений.

2

1

1

7.

 

 

СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА

 

7.1

Потребности семьи: естественные и искусственные.

1

1

-

7.2

Экономика питания.

2

1

1

7.3

Богатеют не доходом, а расходом.

2

1

1

7.4

Домашняя работа, её организация. Разделение труда.

2

1

1

 

 

Итоговое занятие.

2

2

-

 

 содержание программы

«Основы планирования семьи» - это общеразвивающий синтетический курс, включающий информацию из области психологии, этики, социологии, гигиены, медицины, теории воспитания. Программа максимально удовлетворяет естественный возрастной интерес у подростков к данной сфере жизни, является профилактикой раннего и безответственного начала половой жизни, венерических заболеваний.

ВВЕДЕНИЕ. Цели курса, задачи, содержание, межпредметные связи.

РАЗДЕЛ «СЕМЬЯ В СВЕТЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕСТВА». Зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности, характерных для данной культуры. Негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.

РАЗДЕЛ «ОСОБЕНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА». Нравственные основы взаимоотношений подростков. Дружба, любовь, культура поведения влюбленных. Избавление от комплексов подросткового возраста.

РАЗДЕЛ «ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯ РЕПРОДУКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ». Охрана здоровья. Половое созревание. Планирование семьи.

РАЗДЕЛ «БРАК И СЕМЬЯ». Понятие «готовность к браку». Характеристика основных функций семьи. Особенности молодых семей. Незаменимость семьи в воспитании детей.

РАЗДЕЛ «основные ценности семьи». Духовные и нравственные устои семьи. Значение психологического климата семьи. Причины возникновения неблагополучных семей.

 РАЗДЕЛ «СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА». Рациональное планирование домашнего бюджета. Эффективная организация домашнего труда. Ведение домашнего хозяйства.

Результативность программы 

Что должен знать и уметь подросток:

По теме «ВВЕДЕНИЕ»:

-       знать о целях, задачах и содержании курса;

-       связи с учебными предметами.

По теме «СЕМЬЯ В СВЕТЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕСТВА»:

-       знать о семейных традициях различных народов;

-       десять заповедей, составляющих основу христианской нравственности, народные традиции русской православной семьи, устои и обряды.

По теме «ОСОБЕНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА»:

-       иметь понятие о культуре общения, этических нормах во взаимоотношениях юношей и девушек;

-       духовной природе любви, особенностях отцовской любви;

-       различать любовь и другие чувства (симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение);

-       знать о комплексе неполноценности, комплексе «звёздной болезни», формировании и путях их преодоления.

По теме «ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯ РЕПРОДУКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»:

-       понимать опасность ранней половой жизни;

-       знать особенности анатомии и физиологии женского и мужского периодов их полового развития;

-       понимать опасность их пагубного влияния на организм наркотиков, никотина, алкоголя;

-       влияние физической культуры на здоровье детей;

-       соблюдать правила личной гигиены.

По теме «БРАК И СЕМЬЯ»:

-       знать основные функции семьи;

-       понимать важность психологической готовности к вступлению в брак;

-       умение выбрать достойного спутника в жизни;

-       умение строить долговременные отношения.

По теме «ОСНОВНЫЕ ЦЕНОСТИ СЕМЬИ»:

-       знать о роли каждого члена семьи;

-       иметь понятие об эстетической культуре семьи, возможных семейных традициях, разнообразных способах проведения семейного досуга;

-       знать правила этикета;

-       знать о причинах семейного неблагополучия, отрицательном влиянии неблагополучной семейной обстановки на формировании личности ребенка;

-       последствия развода и специфике неблагополучия неполных семей.

По теме «СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА»:

-       знать о потребностях семьи: в пище, жилье, здоровом образе жизни, вещевой потребности и т. д.

-       иметь понятие о бережливости, рациональном ведении домашнего хозяйства, рациональном денежном бюджете;

-       уметь распределять домашние обязанности между членами семьи.


ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ".

В программе говориться о том, каким быть, чтобы создать счастливую семью, а, с другой стороны, создаются условия, при которых подростки понимают, что делать, чтобы будущая семья стала счастливой.

Программа «Основы планирования семьи» проводилась с подростками 10 - 17 лет в 2003-2004 , 2004-2005, 2005 -2006 и 2006 – 2007  учебных годах. Занятия по программе показали:

-   у подростков значительно повышается уровень информированности по теме;

-   ребята учатся эффективно общаться, разрешать конфликты, выражать

собственные чувства, понимать и принимать иные точки зрения;

-   осознают собственные семейные стереотипы и установки отношений

между мужчиной и женщиной, мужем и женой и родителями и детьми.

Большой интерес у подростков вызывают занятия о взаимоотношениях членов семьи, которые проводятся в блоке "Брак и семья": идет глубокая внутренняя работа по осознанию собственных семейных стереотипов и установок отношений между мужем и женой, детьми и родителями. Особый интерес, по вполне понятным причинам, у подростков к разговору о сексуальных отношениях. По результатам наблюдений и отзывам подростков после занятий по теме: "Мужская и женская репродуктивная система", "Охрана здоровья" у подростков значительно повышается уровень информированности, снимается табу в отношении темы секса; подростки начинают осознавать свою ответственность за начало сексуальных отношений; юноши выбирают ответственное поведение в сексуальных отношениях.

После проведения программы был проведен анализ ее эффективности по предложенным в программе анкетам, методике исследования самооценки.

Сравнение по критериальному анализу показателей до и после реализации выявило, что с высокой степенью значимости изменилась оценка подростков по показателям: «Отношения с окружающими», «Эмоции, как с ними справляться», «Развитие коммуникативных умений», «Выбор жизненных целей (кем быть, каким быть)». Анализ эффективности показал, что программа помогла подросткам более адекватно оценивать свое отношение с окружающими, понимать свои чувства и переживания, отслеживать особенности своего поведения, иначе говоря, приобрести навыки рефлексии, расширяет жизненную перспективу и делает значительно богаче представление ребят о самих себе.

Вероятно, что до программы подростки, хотя и хорошо понимали свои личностные качества, но не достаточно хорошо умели отслеживать свое состояние, разрешать конфликты, и у них было более узкое представление о себе. Черты характера и личностные качества у юношей были ведущими в оценке отношения к самому себе и взаимоотношений со сверстниками. После программы ребята стали понимать, что в отношениях с окружающими важную роль играет собственное умение понимать других людей и наличие уверенности в себе.

Результаты открытых вопросов показали, что: изменяется отношение к дружбе, расширилось представление о любви, понимание назначения контрацепции стало более четкое, изменилось представление о семье, отношение к абортам.

 

учебно – методический комплекс программы:

 

 Как обучать подростков основам планирования семьи (пособие для педагога);

 

Пособия для подростков  (литература, которой пользуются);

                    Раздаточный материал для проведения занятий

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Григорьев, С. И. Теория и методология социальной работы: Учебное пособие / Т96 С. И. Григорьев,  Л. Г. Гуслякова, В. А. Ельганинов и др. – М.: Наука, 1994. – 185 с.

2.     Гуслякова, Л. Г., Основы теории социальной работы. / Л. Г. Гуслякова, Е. И. Холостова –М., 1997.

3.     Колмакова, Н. Н. Социальная политика: актуальные вопросы теории и практики. Монография. /Н. Н. Колмакова, С. Ф. Володин, В. А. Панин, Л. В. Голубь, Е. А. Савельева. – Тула: РИФ «Инфра», 2004. – 152 стр.

4.     Конасова, Н. Ю. Права детей на дополнительное образование и социально – педагогическую поддержку: Учебно – методическое пособие. /Н.Ю. Конасова, А. Т. Бойцова, В. С. Кошкина, Е. Г. Курцева. – СПб.:КАРО, 2005. – 224 с.

5.     Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 годы // российская газета. – 2007 г, 2 февраля 2007 № 22 (4285)

6.     Кураков, Л. П. Формирование механизма социальной защиты населения. / Л. П. Кураков, О. Н. Викторов, Н. В. Бондаренко. – 2-е изд. – М.: Гелиос АРВ, 1999. 302с.

7.     Курбатов, В. И. Социальная работа для студентов вузов. / В. И. Курбатов – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 156 с.

8.     Курбатова, В. И. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 576 с.

9.     Лесконог, Н. Ю. Организационно – педагогические условия подготовки педагогов к социальной защите детей (на примере взаимодействия педагогического университета и детских общественных объединений): Дис. … К – та пед. наук / Н. Ю. Лесконог – Тула, 2003.

10.                       Мельников, В. П. История социальной работы в России: Учебное пособие. / В. П. Мельников, Е. И. Холостова. – 2-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. – 344 с.

11.                       Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. / Ф. А. Мустаева – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Академический проект, 2001. – 416 с. – (Серия «Gaudeamus»)

12.                       Павленок, П. Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие. / П. Д. Павленок – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К0»,2004. – 236 с.

13.                       Савинов, А. Н. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Н. Савинов, Т. Ф. Зарембо. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский цнтр «Академия», 2004. – 192 с.

14.                       Сигида, Е. А. Содержание и методика социальной работы: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям «Социальная работа» / Е. А. Сигида [и др.]; под ред. проф. Е. А. Сигиды. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 346 с. 

15.                       Социальная работа в современных условиях: Проблемы и перспективы: Третья международная научно – практическая конференция. Вологда – Кострома, 20 – 25 мая 2002 г. – Вологда, 2002. – 288 с.

16.                       Фирсов, М. В.  История социальной работы в России. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М. В. Фирсов – М.: Гуманит. изд. центр. 

17.                       Фирсов, М. В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М. В. Фирсов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

18.                       Фокин, И. В. Социальная работа и подготовка специалистов за рубежом: Учеб. пособие / В. А. Фокин; Пер. с англ. В. А. Фокина, И. В. Фокина; Пер. с франц. Т. Б. Кашпиревой. – Тула: Изд- во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2005. – 211 с.

19.                       Холостова, Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. / Е. И. Холостова – 3-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. – 668 с.

20.                       Штейнберг, Е. Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия. / Е. Б. Штейнберг – М.: МЗ – Пресс, 2002. – 272 с.

 

литература для детей 

1.     Баль Л. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Учеб. – метод. пособие / Л. В. Баль, С. В. Барканова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 192 с.

2.     Калугин М. А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. /М. А. Калугин, Н. В. Новоторцева. – Ярославль: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000. – 224 с.

3.     Круковер В. 400 практических советов. Воспитание подростка. /М.: ТИД КОНТИНЕНТ – Пресс, 2001. – 384 с. (Моя семья)

4.     Мадарас Л. Что происходит с моим телом? : книга для мальчиков/ Л. Мадарас, Э. Мадарас; пер. с англ. Е. Рычковой. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 237 с.

5.     Побединская Л. А. Классный час играючи. / Л. А. Побединская. – М.:ТЦ Сфера, 2002. - 64 с.  

6.     Родионов В. А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. /В. А. Родионов, М. А. Ступницкая, О. В. Кардашина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003. – 224 с.

7.     Синько И. Как правильно называть родственников? Кто кому кем приходится? /И. Синько. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62 с.

8.     Татарникова Л. Г. Валеология  подростка 5, 6, 7 класс. /Л. Г. Татарникова, М. В. Поздеева. – М.: изд. «Петроградский и Ко», 2000. – 279 с.

9.     Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей  детей. / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

10.                       Штейнберг Е. Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия / Е. Б. Штейнберг. – М.: МЗ – Пресс, 2002. – 272 с.

11.                       Юдин Г. Н. Главное чудо света. / Г. Н. Юдин. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

перспективный план

календарно – тематическое планирование

     

Сроки

Тема занятий

Цели и задачи

Место проведения занятия

 

 

СЕНТЯБРЬ

 

Знакомство с программой.

Знать о целях, задачах и содержании курса; связи с учебными предметами.

 

Групповая комната

Культура разных народов.

Воспитание готовности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений. Воспитание уважения к традициям и культуре разных народов.

Классная комната

Семья в различных культурах.

Познакомиться с приветствиями разных народов, семейными обычаями.

 

Классная комната

«Добро пожаловать»

Религиозные учения о сущности любви.

 

Сформировать представление детей о понимании сущности любви в различных религиозных учениях, показать христианское понимание любви, философию понимания человека, мира и бога.

 

 

Групповая комната

 

 

Право на жизнь.

 

 

Осознание подростками значения «право на жизнь» с позиции личностного смысла.

Групповая комната

 

Нравственные нормы брака в христианской культуре.

 

Знать 10 заповедей, составляющих основу христианской нравственности, народные традиции русской православной семьи, устои и обряды.

Экскурсия в музей древности

 

Сроки

Тема занятий

Цели и задачи

Место проведения занятия

 

 

ОКТЯБРЬ

Эмоции. Как с ними справляться.

Формирование конструктивного реагирования в ситуации обиды.

Групповая комната

Осознанность человеческой жизни.

Сформировать представления об уверенном, неуверенном и грубом поведении.

Групповая комната

Преступле-ния против морали.

Повышение уровня информированности подростков, формирование осознанной потребности в специальной юридической и социально – психологической помощи при совершении подростком противоправных действий или если эти действия направлены против него.

Групповая комната

«Нелегко жить дружно» Снятие раздражения.

Развитие навыков регулирования эмоционального состояния. Развитие навыков снятия раздражения. Межличностные отношения.

Комната психологи-ческой разгрузки

Развитие коммуника-тивных умений.

Снятие внутренних «зажимов», построение доверительных отношений.

Комната психологи-ческой разгрузки

Мотивы поведения.

Анализ мотивов собственного поведения.

Комната психологи-ческой разгрузки

«Права детей – забота государства»

Ознакомить подростков с правами (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей

Групповая комната 

 

Сроки

Тема занятий

Цели и задачи

Место проведения занятия

 

 

НОЯБРЬ

Дружба. Влюблен-ность. Любовь.

Дать знания о взаимоотношениях полов: знакомство и ухаживание. Обучить правилам знакомства с противоположным полом.

Групповая комната

Симпатия. Мужское и женское восприятие любви.

Показать разнообразие, нюансы и особенности различных эмоциональных состояний человека - симпатии, влюбленности, любви. Раскрыть значение любви в жизни человека, механизмы возникновения и развития любви.

Групповая комната

Понятие любви.

Актуализация знаний по теме, формирование у подростков представлений о трактовке понятия «любовь» в различных философских течениях, формирование личностного восприятия любви.

Групповая комната

Партнер на всю жизнь.

Различать любовь и другие чувства (симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение).

Групповая комната

Комплекс неполноцен-ности.

Знать о комплексе неполноценности, комплексе «звездной болезни», формировании и путях их преодоления.

Комната психологи-ческой разгрузки

Профессио-нальное самоопреде-ление подростка.

Кем быть?

Показать возможную помощь взрослых подросткам, совершающих типичные ошибки при выборе профессии.

Групповая комната

 

Сроки

Тема занятий

Цели и задачи

Место проведения занятия

 

 

ДЕКАБРЬ

Мужская репродуктив-ная система.

Дать четкую информацию об отделах мужской репродуктивной системы и функциях каждого отдела. Научить правильно и свободно пользоваться терминологией.

Беседа с врачом андрологом

Строим семью.

Обобщение полученных знаний. Определить уровень знаний и их социальную компетентность во внутрисемейных отношениях. 

Групповая комната

Женские и мужские особенности.

 Дать детям понятия о специфики женского и мужского организма, о психологических особенностях мужчин и женщин, различии их социальных функций. Развить ощущение принадлежности к своему полу.

Зал. Просмотр докумен-тального фильма

Сексуальное просвещение.

Понимать опасность ранней половой жизни. Знать особенности анатомии и физиологии женского и мужского периодов их полового развития.

Зал. Просмотр докумен-тального фильма

Основы интимной гигиены.

Познакомить с основами интимной гигиены подростков.

Медицинс-кий кабинет

Половые отношения. Последствия ранних половых связей.

Сформировать восприятие половой жизни, как части взрослых человеческих отношений, помочь осознать и усвоить противопоказания ранних половых связей.

Групповая комната


 

Сроки

Тема занятий

Цели и задачи

Место проведения занятия

ЯНВАРЬ

В здоровом теле – здоровый дух.

Влияние физической культуры, соблюдение правил личной гигиены.

Групповая комната

Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков.

Понимать опасность пагубного влияния на организм наркотиков никотина, алкоголя.

Групповая комната

Умеешь ли ты сказать нет?

Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

Групповая комната

Говоря наркотикам «нет», ты говоришь своему здоровью «да».

Формирование навыков отказа от употребления психоактивных веществ (ПАВ), навыков критического осмысления информации, получаемой в неформальных группах.

Групповая комната

Заболевания,передающие-ся половым путем.

Углубить знания подростков об иммунитете, иммунной системе, иммунных заболеваниях, их профилактике.

Медицинс-кий кабинет

Профилакти-ка венерических заболеваний и ВИЧ - инфекции

В доступной форме объяснить подросткам о вреде, наносимом здоровью венерическими заболеваниями, их профилактике.

Медицинс-кий кабинет. Беседа с медработ-ником

Секс и нравственные нормы

Дать представление о ЗППП, объяснить первые признаки болезни и необходимость обращения за специализированной медицинской помощью. Обучить средствам профилактике.

Групповая комната


 

Сроки

Тема занятий

Цели и задачи

Место проведения занятия

 

 

ФЕВРАЛЬ

Ваша готовность к браку.

Понимать важность психологической готовности к вступлению в брак.

Групповая комната

Особенности молодой семьи. Ранние браки.

Познакомить с кругом проблем современной молодой семьи, помочь осмыслить факторы преодоления данных проблем.

Групповая комната

Брак и семья.

Знать основные функции семьи. Умение выбрать достойного спутника жизни. Умение строить долговременные отношения.

Центр планирова-ния семьи

«История святого Валентина»

Формирование творческих навыков, умение проявлять уважение к слабому полу.

Групповая комната

Выбор жизненных целей.

Формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения.

Групповая комната

Нравствен-ные основы семьи и брака.

Актуализация у подростков опыта семейного взаимодействия. Создание условий для осознания подростками позитивного семейного опыта.

Групповая комната

Ценности семьи.

Иметь понятие об эстетической культуре семьи, возможных семейных традициях разнообразных способах проведения семейного досуга.

Групповая комната


 

Сроки

Тема занятий

Цели и задачи

Место проведения занятия

 

 

МАРТ

Правила этикета.

Расширение представления об особенностях ритуалов и традиций в разных культурах и социальных особенностях. Привитие навыков светского поведения.

Зал

Этика общения в семье.

Показать значение общения в жизни семьи. Познакомить с техникой супружеского общения.

Зал

Конфликты в семье. Причины, пути решения.

Дать понятие возникновения причин супружеских конфликтов. Научить способам профилактики и разрешения семейных конфликтов.

Групповая комната

Деформация правового сознания среди несоверше-нолетних.

Знать о причинах семейного неблагополучия, отрицательном  влиянии неблагополучной семейной обстановки на формировании личности ребенка.

Групповая комната

Анонимные трудные ситуации.

Повышение компетентности в решении трудных ситуаций общения с подростком, осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми.

Групповая комната

Сексуальная культура.

Сформировать ответственное отношение к интимности. Дать понятие об особенностях и различии полового влечения юношей и девушек. Развивать навыки культуры взаимоотношений полов.

Групповая комната

 

Сроки

Тема занятий

Цели и задачи

Место проведения занятия

 

 

апрель

Подросток и семья.

Формировать убеждение о важности семьи в жизни человека.

Групповая комната

Семья и её функции.

Познакомить с характером и особенностями развития семьи на протяжении веков. Помочь в анализе особенностей семейных отношений в различных общественно – экономических формациях.

Групповая комната

Семейный бюджет. «Карманные деньги. Чужие деньги считать не разбога-теешь».

Показать значение семейного бюджета, научить составлять бюджет.

Групповая комната

Распределе-ние ролей в семье.

Иметь понятие о бережливости, рациональном ведении домашнего хозяйства, рациональном денежном бюджете. Уметь распределять домашние обязанности между членами семья.

Групповая комната

Игра – путешествие «По семейным островам».

Организация досуга в семье.

Групповая комната

На сколько важна моя внешность, что говорит обо мне моя одежда?

Ознакомление с основными правилами этикета и культурой поведения в обществе.

Групповая комната

 

Сроки

Тема занятий

Цели и задачи

Место проведения занятия

 

 

МАЙ

Потребности семьи: естественные и искусствен-ные

Знакомить с целями экономики, со средствами обмена (обращения), мерах стоимости, средствах сбережения. Учить уважать финансово – экономические возможности каждого человека.

Групповая комната

Экономика питания «Человек есть то, что он ест».

Воспитывать бережливое и уважительное отношение к деньгам. Уметь делать покупки, благодарить продавца, производить точный расчет. Умение сдерживать свои желания в соответствии с экономическим положением семьи.

Групповая комната

Богатеют не доходом, а расходом.

Использование карманных денег по назначению. Паразитарное существование, последствия. Попрошайничество как низкий способ приобретения денег. Воровство как преступный способ добывания денег.

Групповая комната

Домашняя работа, её организация. Разделение труда.

Разделение труда. Умение вести домашнее хозяйство. Воспитывать уважительное отношение к материальным ценностям.

Групповая комната

Итоговое занятие.

Подвести итог по курсу пройденного материала программы «Основы планирования семьи» в виде тестирования.

Групповая комната

Потребности семьи: естественные и искусствен-ные

Знакомить с целями экономики, со средствами обмена (обращения), мерах стоимости, средствах сбережения. Учить уважать финансово – экономические возможности каждого человека.

Групповая комната

результаты, ожидаемые от реализации программы

 

Что должен знать и уметь подросток:

По теме «ВВЕДЕНИЕ»:

-       знать о целях, задачах и содержании курса;

-       связи с учебными предметами.

По теме «СЕМЬЯ В СВЕТЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕСТВА»:

-       знать о семейных традициях различных народов;

-       десять заповедей, составляющих основу христианской нравственности, народные традиции русской православной семьи, устои и обряды.

По теме «ОСОБЕНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА»:

-       иметь понятие о культуре общения, этических нормах во взаимоотношениях юношей и девушек;

-       духовной природе любви, особенностях отцовской любви;

-       различать любовь и другие чувства (симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение);

-       знать о комплексе неполноценности, комплексе «звёздной болезни», формировании и путях их преодоления.

По теме «ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯ РЕПРЕДУКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ»:

-       понимать опасность ранней половой жизни;

-       знать особенности анатомии и физиологии женского и мужского периодов их полового развития;

-       понимать опасность их пагубного влияния на организм наркотиков, никотина, алкоголя;

-       влияние физической культуры на здоровье детей;

-       соблюдать правила личной гигиены.

По теме «БРАК И СЕМЬЯ»:

-       знать основные функции семьи;

-       понимать важность психологической готовности к вступлению в брак;

-       умение выбрать достойного спутника в жизни;

-       умение строить долговременные отношения.

По теме «ОСНОВНЫЕ ЦЕНОСТИ СЕМЬИ»:

-       знать о роли каждого члена семьи;

-       иметь понятие об эстетической культуре семьи, возможных семейных традициях, разнообразных способах проведения семейного досуга;

-       знать правила этикета;

-       знать о причинах семейного неблагополучия, отрицательном влиянии неблагополучного семейного досуга;

-       знать правила этикета;

-       знать о причинах семейного неблагополучия, отрицательном влиянии неблагополучной семейной обстановки на формировании личности ребенка;

-       последствия развода и специфике неблагополучия неполных семей.

По теме «СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА»:

-       знать о потребностях семьи: в пище, жилье, здоровом образе жизни, вещевой потребности и т. д.

-       иметь понятие о бережливости, рациональном ведении домашнего хозяйства, рациональном денежном бюджете;

-       уметь распределять домашние обязанности между членами семьи.

 

АНКЕТА

по пройденному материалу программы

"Основы планирования семьи"

 

1.     С какими учебными предметами связана программа "Основы планирование семьи"?

а) физика;

б) математика;

в) обществознание, ОБЖ.

2.     Что составляет основу христианской нравственности?

а) заповеди;

б) культура;

в) обычаи.

3.     Сколько существует христианских заповедей?

а) 5;

б) 7;

в) 10.

4.     По каким признакам может определяться национальная принадлежность человека?

а) место жительства;

б) традиции;

в) взаимопомощь.

5.     Какие права имеет каждый человек?

а) право на жизнь;

б) право на вступление в брак;

в) право на голосование.

6.     Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.

а) да;

б) скорее да, чем нет;

в) нет.

7.     Мне тяжело заводить знакомство с новыми людьми.

а) да;

б) скорее да, чем нет;

в) нет.

8.     Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

9.     Принимаете ли Вы участие в общественной работе?

а) нет;

б) да;

в) иногда, редко.

10.           Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей;

б) возможность узнать новое;

в) взаимопомощь.

11.           Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

12.           Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил по типовому проекту;

б) построил бы такой, который видел на картинке, журнале или кино;

в) построил бы такой, которого нет ни у кого.

13.           Я учусь, потому что:

а) мне интересно;

б) этого требуют взрослые (родители);

в) пригодится в жизни.

14.           Из каких источников Вы получаете информацию о будущей профессии (отметить не более 2х позиций).

а) педагоги;

б) знакомые, друзья;

в) СМИ (средства массовой информации).

15.           Представителем, какой профессии Вы видите себя в будущем?

а) связанной с пищевой или легкой промышленностью;

б) связанной с техникой;

в) бытовое обслуживание населения.

16.           Чем привлекает Вас выбранная профессия?

а) возможность приносить пользу обществу;

б) имею способности к этой специальности;

в) хорошо оплачивается.

17.           Назовите специфические черты влюбленности.

а) идеализация партнера;

б) интимность;

в) преданные отношения.

18.           Дружба – это:

а) взаимное доверие;

б) поверхностные чувства;

в) ограничение свободы.

19.           Что такое любовь?

а) романтические отношения;

б) эгоистический характер общения;

в) совокупность привязанности, заботы, интимности.

20.           Общаясь с товарищами, отстаиваете ли Вы свое мнение?

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

21.           Если я что – то задумал, то обязательно сделаю.

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

22.           Причины комплекса неполноценности.

а) запугивание, наказание, несправедливость;

б) доброта, ласка;

в) забота, внимательное отношение к нуждам людей.

23.           Внешний вид человека – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.

а) да, несомненно;

б) скорее да, чем нет;

в) нет.

24.           Какое наказание предусматривается за незаконное приобретение наркотических средств и психотропных веществ?

а) до 3х лет лишения свободы;

б) до 7х лет лишения свободы;

в) до 12х лет лишения свободы.

25.           Забота о гигиене своего тела – это:

а) пользование только личными средствами гигиены и одеждой;

б) посещение спортивных комплексов;

в) чтение специальной литературы.

26.           Что Вы понимаете под словосочетанием "половые отношения"?

а) ухаживания;

б) поцелуи;

в) секс.

27.           Считаете ли Вы, что ранняя половая жизнь может причинить вред?

а) да;

б) скорее да, чем нет;

в) нет.

28.           Как Вы считаете, с какого возраста следует начинать половую жизнь?

а) 14 – 15 лет;

б) 16 – 17 лет;

в) 18 лет и старше.

29.           Чем рискует подросток при ранних половых связях?

а) возможность заболеть венерическими заболеваниями и СПИДом;

б) ничем

в) быть изгоем общества

30.           Использование общей иглы с друзьями при прокалывании ушей, нанесения татуировок, внутривенном употреблении наркотиков не опасно?

а) да

б) нет

в) скорее да, чем нет

31.           Вирус иммунодефицита человека.

а) быстро погибает вне организма;

б) находится в воздухе

в) находится в крови, сперме, вагинальной жидкости.

32.           Мотивы вступления в брак.

а) улучшение материального благополучия;

б) чувства уважения, доверия, любви;

в) романтические отношения.

33.           Разрешите ли Вы своему будущему несовершеннолетнему ребенку курить, пить спиртное, употреблять наркотики?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

34.           Хотите ли Вы бросить курить?

а) да;

б) не курю;

в) нет.

35.           Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять напряжение.

а) да;

б) иногда;

в) нет.

36.           Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь?

а) придешь пораньше;

б) придешь вовремя;

в) придешь позже всех.

37.           За столом тебе задают вопрос, а у тебя полный рот. Как ты поступишь?

а) сначала прожую, потом отвечу;

б) скажешь, жуя, - "Когда я ем, я глух и нем";

в) проговоришь ответ с полным ртом.

38.           Что относится к потребностям семьи?

а) потребность в жилье;

б) потребность в алкоголе;

в) потребность в развлечениях.

39.           Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье?

а) муж;

б) жена;

в) оба супруга.

40.           Сколько бы Вы хотели иметь собственных детей?

а) 1;      б) 2;         в) 3 и более.

41.           Что Вы понимаете под фразой "Богатеют не доходом, а расходом"?

а) чем больше заработаю, тем больше и потрачу;

б) веду учет своим расходам;

в) если денег нет, беру в долг.

42.           Семейный досуг – это:

а) праздники семьи (дни рождения, свадьба и т. д.);

б) иногда;

 


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
80 Победа
Национальный проект Семья
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России