Реализация инновационного социального проекта «Общение для каждого»
в ГУ ТО «Головеньковский детский дом-интернат»
В Головеньковском доме-интернате живут дети с различными нарушениями развития, «особые» дети. Они, как и все, ходят в детский сад и школу, занимаются в различных кружках, гуляют, играют, веселятся. Но каждый день им приходится преодолевать трудности, с которыми не сталкиваются обычные дети. Некоторые из них стойко борются с серьезными и тяжелыми заболеваниями, другие – не могут самостоятельно кушать и передвигаться, третьи – имеют различные психологические проблемы. И для всех воспитанников Головеньковского дома-интерната основной проблемой является общение и взаимодействие с окружающими. Кому-то сложно сформулировать свои мысли, а кому-то устная речь недоступна совсем. Эти дети не могут рассказать о своих потребностях, чувствах и переживаниях просто словами, как обычно разговаривают люди. Поэтому общение другими, альтернативными устной речи способами, становится для них «ключом к миру», предоставляющим возможность для удовлетворения повседневных нужд, обучения, игр и общения со сверстниками, реализации творческих способностей.
С апреля 2019 г. при финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Головеньковском доме-интернате реализуется проект «Общение для каждого». Он направлен на обучение «особых» детей, не умеющих говорить, общению с помощью альтернативных и дополнительных средств: карточек с картинками и символами, жестов, коммуникаторов и синтезирующих речь программ, установленных на планшетные компьютеры.
Для участия в проекте были отобраны 20 детей с различными проблемами, мешающими вступать в общение и взаимодействие с окружающими. Всем им были подобраны индивидуальные формы и средства альтернативной и дополнительной коммуникации, составлены индивидуально ориентированные программы. Обучение проводится в форме индивидуальных и групповых занятий. Особое внимание уделяется обучению в реальных жизненных ситуациях, специально смоделированных таким образом, чтобы ввести полученные умения в повседневность. Все полученные навыки обязательно закрепляются в обычных бытовых ситуациях – умывании, одевании, приеме пищи, на прогулке. Казалось бы, что может быть проще как сказать, что сейчас хочется надеть юбку на прогулку, а не брюки! Но для ребенка, не владеющего речью, даже это является проблемой. Вместо непонятного набора звуков он теперь учится использовать жест или карточку с соответствующей картинкой или символом, которые понятны окружающим! Также для детей организуются различные праздники, творческие конкурсы, спортивные соревнования. Такие мероприятия предоставляют широкие возможности для применения новых умений в общении со сверстниками и взрослыми.
Проект «Общение для каждого» еще не закончен, но уже сегодня можно говорить о его положительных и таких значимых для «особых» детей результатах. Многие получили возможность сообщить что-то собеседнику, попросить о чем-то и при этом быть понятыми окружающими, смогли испытать радость общения, эмоции от впервые исполненного на утреннике стихотворения или участия в детском хоре, начали осваивать современные способы связи. Пусть это было не звучащее слово, а символ, жест, картинка или голос, записанный на планшет, но это было именно высказывание ребенка, его выбор, его участие и способ влияния на свою собственную жизнь!
В этом году весь мир столкнулся с непростой ситуацией, связанной с пандемией коронавируса и введением противоэпидемических мер. Однако возможность общения с близкими родственниками и друзьями для особого ребенка крайне важна. Овладевая новыми умениями и возможностями общения, воспитанники Головеньковского дома-интерната учатся также использованию современных средств связи. С помощью педагогов для детей и их близких налажена видео связь с использованием различных мессенджеров. Воспитанники общаются онлайн или записывают видео, в которых с помощью карточек, жестов и синтезирующих речь программ рассказывают о своей жизни, делятся новостями, успехами, переживаниями.
Одним из значимых результатов внедрения проекта «Общение для каждого» стало постепенное расширение количества детей, а также окружающих их взрослых, использующих альтернативные и дополнительные средства общения. На данный момент можно говорить о начале работы по созданию в учреждении единой языковой среды, в которой каждый будет услышан и понят.
Овладевая доступными способами общения, дети активно включаются в процесс социализации и интеграции в общество. Возможно, в скором будущем мы увидим людей, разговаривающих с помощью картинок, жестов или электронных устройств в магазинах, кафе, кинотеатрах. И нам просто необходимо понять и принять человека таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
|