Нетрадиционные техники рисования как aрт-терапевтический метод при реабилитационной работе с детьми
автор: Кирносова Г.А., воспитатель
На современном этапе развития общества все большую популярность приобретает изучение такого понятия как «арт - терапия». Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практического опыта свидетельствуют о повышении интереса к использованию средств искусства в воспитательных и реабилитационных целях, т. к. именно искусство помогает раскрыть художественные возможности человека.
Благодаря возрастающему интересу общества к данной теме, рассмотрение возможностей использования нетрадиционных техник рисования как арт - терапевтический метод в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних также становится актуальным.
Дети, поступающие в наш центр - это дети, оказавшиеся в непростых жизненных ситуациях:
-«социальные сироты»,
- дети, изъятые из семей, в которых условия их содержания угрожали жизни и здоровью (жестокое обращение, злоупотребление родителями алкоголем),
- дети, семьи которых столкнулись с трудными жизненными ситуациями.
Как правило, у таких детей наблюдается высокая степень социальной запущенности, посттравматические синдромы, отставание в психологическом развитии. Ребята демонстрируют отклонения в поведении, подавленное психологическое состояние, эмоциональные расстройства. К тому же, учебные знания, умения и навыки находятся на низком уровне развития или вовсе отсутствуют. Большинство воспитанников центра испытывают неуверенность в своих силах, у них наблюдается замкнутость, повышенная тревожность, агрессивность, недоверие к окружающим их людям, как взрослым, так и сверстникам. Поэтому, одной из первостепенных задач для психологов и воспитателей является желание помочь каждому воспитаннику разобраться в своих переживаниях, преодолеть последствия пережитого болезненного опыта. Дальнейшая реабилитационная работа зависит от тех видов деятельности, в которые будет вовлекаться воспитанник. Немаловажным является качество и разнообразие впечатлений, которые ребенок будет испытывать при общении со взрослыми и детьми.
Создание условий для личностно - ориентированной реабилитации является одним из направлений работы нашего социально - реабилитационного центра.
Используя всевозможные современные технологии психолого - педагогической поддержки, психологи и воспитатели стараются решить имеющиеся у детей проблемы. Поэтому в данной статье мы подробнее остановимся на использовании приема «арт- терапия». Применение этого метода в процессе реабилитации детей в центре носит «развивающий» характер. Из-за того, что дети затрудняются описать свои переживания, чувства, мысли, проблемы, использование арт-терапии может помочь им в этом. Использование методов арт-терапии, позволяет воспитателям и психологам работать над поведенческими и эмоциональными нарушениями. Арт - терапия помогает воспитаннику в развитии коммуникативной компетентности, способствует становлению эмоционального благополучия, ребёнок учится поддерживать контакт с окружающими его детьми и взрослыми. Применение нетрадиционных средств рисования развивает у детей любознательность, воображение, и конечно же художественный вкус. Ребенок испытывает положительные эмоции, которые помогают развитию активности, стимулируют самостоятельность в приобретении знаний.
Подростки, которые подчас не хотят и не могут выговориться, могут нарисовать свои фантазии, показать свои эмоции посредством рисунка, так как это сделать значительно легче, чем в устной форме.
Нетрадиционные способы рисования позволяют детям всех возрастных групп осознавать, а также выражать различные эмоциональные состояния, помогает облегчать переживания, снижает уровень напряжения. На сегодняшний момент, при работе с дошкольниками и младшими школьниками, мы часто сталкиваемся с боязнью ребенка приступать к работе. Мы не пытаемся вложить в еще неумелую руку кисть или карандаш, т. к. первые неудачные попытки могут стать причиной раздражения, разочарования, неуверенности в своих силах. В следствие этого, в первую очередь, надо обязательно позаботиться, чтобы деятельность ребенка была успешной.
Одна из главных задач при использовании арт – терапии, чтобы занятия приносили ребятам только положительные эмоции.
Преимуществом рассматриваемой нами методики является то, что в течение всего занятия с использованием нетрадиционных техник, ребенок не утомляется, у него остается высокая активность, работоспособность.
На основании изученного педагогического и психологического опыта, все нетрадиционные техники рисования можно разделить на несколько групп, в соответствии с возрастными особенностями.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать «Рисование паль-
чинами», «Оттиск печатками из картофеля», «Рисование ладошками». С детьми среднего дошкольного возраста актуально использование «Тычок жесткой полусухой кистью», «Печать поролоном, пробками», «Восковые мелки + акварель», «Свеча + акварель» и прочие.
Для детей старшего дошкольного возраста подходит использование «Проступающий рисунок», «Ожившие предметы», «Рисование мятой бумагой» и др.
Отдельно хочется выделить возрастную группу «подростки», т. к. с ними данные методики могут применяться с таким же успехом. Использование нетрадиционных техник рисования при работе с подростками помогают им: выпустить накопившуюся агрессию; настроиться на позитивный лад, проанализировать свои внутренние чувства и эмоции; развить самоконтроль и рефлексию; налаживать межличностные отношений как со сверстниками, так и со взрослыми; развить художественный вкус и способности.
При работе с подростками используются «Кляксография», «Каракулеграфия», «Граттаж», «Тычкование» и многие другие.
На основании всего изложенного, мы пришли к выводу, что рисование дает детям вдохновение и радость вне зависимости от возраста. При использовании в работе с детьми, находящимися в социально - реабилитационном центре, нетрадиционных техник рисования перед воспитанниками открываются новые возможности изобразительной деятельности. Не стоит забывать о важной роли использования данных методик в общем психическом развитии ребенка, в формировании уверенности в себе, в своих способностях.
|