Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Наши достижения
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Региональная служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

Нетрадиционные техники рисования как aрт-терапевтический метод при реабилитационной работе с детьми

автор: Кирносова Г.А., воспитатель

На современном этапе развития общества все большую популярность приобретает изучение такого понятия как «арт - терапия». Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практического опыта свидетельствуют о повышении интереса к использованию средств искусства в воспитательных и реабилитационных целях, т. к. именно искусство помогает раскрыть художественные возможности человека.

Благодаря возрастающему интересу общества к данной теме, рассмотрение возможностей использования нетрадиционных техник рисования как арт - терапевтический метод в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних также становится актуальным.

Дети, поступающие в наш центр - это дети, оказавшиеся в непростых жизненных ситуациях:

-«социальные сироты»,

-        дети, изъятые из семей, в которых условия их содержания угрожали жизни и здоровью (жестокое обращение, злоупотребление родителями алкоголем),

-        дети, семьи которых столкнулись с трудными жизненными ситуациями.

Как правило, у таких детей наблюдается высокая степень социальной запущенности, посттравматические синдромы, отставание в психологическом развитии. Ребята демонстрируют отклонения в поведении, подавленное психологическое состояние, эмоциональные расстройства. К тому же, учебные знания, умения и навыки находятся на низком уровне развития или вовсе отсутствуют. Большинство воспитанников центра испытывают неуверенность в своих силах, у них наблюдается замкнутость, повышенная тревожность, агрессивность, недоверие к окружающим их людям, как взрослым, так и сверстникам. Поэтому, одной из первостепенных задач для психологов и воспитателей является желание помочь каждому воспитаннику разобраться в своих переживаниях, преодолеть последствия пережитого болезненного опыта. Дальнейшая реабилитационная работа зависит от тех видов деятельности, в которые будет вовлекаться воспитанник. Немаловажным является качество и разнообразие впечатлений, которые ребенок будет испытывать при общении со взрослыми и детьми.

Создание условий для личностно - ориентированной реабилитации является одним из направлений работы нашего социально - реабилитационного центра.

Используя всевозможные современные технологии психолого - педагогической поддержки, психологи и воспитатели стараются решить имеющиеся у детей проблемы. Поэтому в данной статье мы подробнее остановимся на использовании приема «арт- терапия». Применение этого метода в процессе реабилитации детей в центре носит «развивающий» характер. Из-за того, что дети затрудняются описать свои переживания, чувства, мысли, проблемы, использование арт-терапии может помочь им в этом. Использование методов арт-терапии, позволяет воспитателям и психологам работать над поведенческими и эмоциональными нарушениями. Арт - терапия помогает воспитаннику в развитии коммуникативной компетентности, способствует становлению эмоционального благополучия, ребёнок учится поддерживать контакт с окружающими его детьми и взрослыми. Применение нетрадиционных средств рисования развивает у детей любознательность, воображение, и конечно же художественный вкус. Ребенок испытывает положительные эмоции, которые помогают развитию активности, стимулируют самостоятельность в приобретении знаний.

Подростки, которые подчас не хотят и не могут выговориться, могут нарисовать свои фантазии, показать свои эмоции посредством рисунка, так как это сделать значительно легче, чем в устной форме.

Нетрадиционные способы рисования позволяют детям всех возрастных групп осознавать, а также выражать различные эмоциональные состояния, помогает облегчать переживания, снижает уровень напряжения. На сегодняшний момент, при работе с дошкольниками и младшими школьниками, мы часто сталкиваемся с боязнью ребенка приступать к работе. Мы не пытаемся вложить в еще неумелую руку кисть или карандаш, т. к. первые неудачные попытки могут стать причиной раздражения, разочарования, неуверенности в своих силах. В следствие этого, в первую очередь, надо обязательно позаботиться, чтобы деятельность ребенка была успешной.

Одна из главных задач при использовании арт – терапии,  чтобы занятия приносили ребятам только положительные эмоции.

Преимуществом рассматриваемой нами методики является то, что в течение всего занятия с использованием нетрадиционных техник, ребенок не утомляется, у него остается высокая активность, работоспособность.

На основании изученного педагогического и психологического опыта, все нетрадиционные техники рисования можно разделить на несколько групп, в соответствии с возрастными особенностями.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать «Рисование паль-

чинами», «Оттиск печатками из картофеля», «Рисование ладошками». С детьми среднего дошкольного возраста актуально использование «Тычок жесткой полусухой кистью», «Печать поролоном, пробками», «Восковые мелки + акварель», «Свеча + акварель» и прочие.

Для детей старшего дошкольного возраста подходит использование «Проступающий рисунок», «Ожившие предметы», «Рисование мятой бумагой» и др.

Отдельно хочется выделить возрастную группу «подростки», т. к. с ними данные методики могут применяться с таким же успехом. Использование нетрадиционных техник рисования при работе с подростками помогают им: выпустить накопившуюся агрессию; настроиться на позитивный лад, проанализировать свои внутренние чувства и эмоции; развить самоконтроль и рефлексию; налаживать межличностные отношений как со сверстниками, так и со взрослыми; развить художественный вкус и способности.

При работе с подростками используются «Кляксография», «Каракулеграфия», «Граттаж», «Тычкование» и многие другие.

На основании всего изложенного, мы пришли к выводу, что рисование дает детям вдохновение и радость вне зависимости от возраста. При использовании в работе с детьми, находящимися в социально - реабилитационном центре, нетрадиционных техник рисования перед воспитанниками открываются новые возможности изобразительной деятельности. Не стоит забывать о важной роли использования данных методик в общем психическом развитии ребенка, в формировании уверенности в себе, в своих способностях.


Семейный диспетчер

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России