
Зачем нужны сказки?
автор: педагог-психолог Иванчикова Юлия Геннадьевна
Есть ли на свете дети, которые не любят сказок?По счастью, мне такие не встречались, ведь сказки – это неотъемлемая часть детства, естественная составляющая повседневной жизни ребенка.

Сегодня детство теряет свою непосредственность и легкость, а сказка становится неким пережитком прошлого, уступая место прагматичным задачам подготовки ребенка ко взрослой жизни.
Но ребенок не есть маленький взрослый, а детство – не уменьшенная модель взрослой жизни, это самобытный мир, в котором неповторимое место занимает сказка.
Возвращение к сказке – это верный путь к естественному и безболезненному развитию ребенка. Сказка является самой короткой дорожкой, по которой взрослый может подойти к внутреннему миру ребенка.
К восприятию сказки ребенка нужно подводить постепенно, начиная с младенчества. Здесь на помощь взрослым придут колыбельные, потешки, стихи и песенки («Потягушеньки», «Ладушки», «Идет коза рогатая»).
Первые сказки, с которыми знакомится ребенок, должны иметь простой, понятный для него сюжет: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие выстраивается по кумулятивному принципу – повтору событий.
Так называемый «возраст сказок» наступает к 4 годам. Часто этот возраст называют «вторым рождением ребенка», т.к. именно в этот период зарождается самосознание ребенка.

Он становится способным к восприятию более глубоких, но пока что еще коротких сказок («Петушок и бобовое зернышко», «Волк и семеро козлят»).
Для детей в возрасте до 5 лет лучше подбирать сказки, где отчетливо видно, кто из персонажей «хороший», а кто – «плохой», где добро, а где зло. Ребенок пока что не умеет различать нюансы, доступные для понимания взрослого. Поэтому сказки, в которых «романтизируется» образ отрицательного героя (например, Соловей-разбойник), подойдут детям более старшего возраста, когда ребенок научится видеть «полутона».
Сказка служит инструментом для встречи ребенка с самим собой. События, происходящие с героями сказки, имеют сходство с событиями из реальной жизни детей. До 5 лет ребенок легче воспринимает сказки, где главными героями являются животные, т.к. ему проще идентифицировать себя с ними, чем со взрослыми. Находясь в сказке, ребенок взаимодействует со сказочными героями и научается разрешать «несказочные» проблемные ситуации, с которыми сталкивается в своей повседневной жизни. Сказка «Репка» помогает понять, что любая проблема намного быстрее решается сообща, успех любого дела – во взаимовыручке, и важно участие каждого – даже маленькой мышки.
Сопереживая сказочным персонажам, ребенок приобретает новые представления о людях и их взаимоотношениях, новый социальный опыт. Логичность и естественность событий, описываемых в сказке, позволяет ребенку усваивать существующие в мире многообразные причинно-следственные связи и закономерности непосредственным, «опытным» путем. Сочувствуя Зайцу, которого выгнала из дома Лиса (сказка «Заюшкина избушка»), ребенок постепенно приходит к мысли о том, что так произошло потому, что Заяц пустил в дом незнакомого.
В сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения, и усвоение необходимых моделей поведения для ребенка происходит незаметно. Сказка предоставляет ребенку возможность не просто увидеть и понять альтернативные модели поведения в различных ситуациях, но и оценить последствия, к которым они могут привести. К примеру, Колобок, проявивший неосторожность в общении с незнакомыми, оказывается съеденным Лисой. Сестрица Аленушка, помогая попавшим в беду, обретает верных друзей и помощников.
Любая сказка имеет счастливый конец. Это создает у ребенка чувство психологической защищенности, образ светлого будущего. Испытания, выпадающие на долю героев, оказываются нужными для того, чтобы сделать их мудрыми и сильными. Так, крестьянский сын Иванушка становится царевичем. Преодоление испытаний является возможным не только благодаря взаимопомощи, но и личностным ресурсам главного героя: готовности прийти на помощь попавшим в беду, рассудительности, смелости. А поскольку в сказке активно задействован механизм идентификации, то ребенок получает возможность оценить свой собственный ресурс.
Все ли сказки нужно читать детям? При выборе сказки следует помнить несколько основополагающих вещей: сказка должна соответствовать возможностям и потребностям ребенка. Сказка не должна пугать ребенка. Прежде чем знакомить ребенка с новой сказкой, взрослый должен сам ее «прожить» и «прочувствовать». Если возникнут сомнения по поводу целесообразности знакомства ребенка с новой сказкой – лучше отложить сказку до более старшего возраста или более подходящего момента.
В отличие от реальной жизни, в сказке нет ничего невозможного. Сказка дает возможность мечтать. Главное, что забирает с собой ребенок из волшебного путешествия – это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.
В жизни каждого человека есть место сказке. И пусть так будет всегда!

|