Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

Зачем нужны сказки?

автор: педагог-психолог Иванчикова Юлия Геннадьевна


Есть ли на свете дети, которые не любят сказок?По счастью, мне такие не встречались, ведь сказки – это неотъемлемая часть детства, естественная составляющая повседневной жизни ребенка.

Сегодня детство теряет свою непосредственность и легкость, а сказка становится неким пережитком прошлого, уступая место прагматичным задачам подготовки ребенка ко взрослой жизни. 

Но ребенок не есть маленький взрослый, а детство – не уменьшенная модель взрослой жизни, это самобытный мир, в котором неповторимое место занимает сказка.

Возвращение к сказке – это верный путь к естественному и безболезненному развитию ребенка. Сказка является самой короткой дорожкой, по которой взрослый может подойти к внутреннему миру ребенка.

К восприятию сказки ребенка нужно подводить постепенно, начиная с младенчества. Здесь на помощь взрослым придут колыбельные, потешки, стихи и песенки («Потягушеньки», «Ладушки», «Идет коза рогатая»).

Первые сказки, с которыми знакомится ребенок, должны иметь простой, понятный для него сюжет: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие выстраивается по кумулятивному принципу – повтору событий.

Так называемый «возраст сказок» наступает к 4 годам. Часто этот возраст называют «вторым рождением ребенка», т.к. именно в этот период зарождается самосознание ребенка.  

Он становится способным к восприятию более глубоких, но пока что еще коротких сказок («Петушок и бобовое зернышко», «Волк и семеро козлят»).

Для детей в возрасте до 5 лет лучше подбирать сказки, где отчетливо видно, кто из персонажей «хороший», а кто – «плохой», где добро, а где зло. Ребенок пока что не умеет различать нюансы, доступные для понимания взрослого. Поэтому сказки, в которых «романтизируется» образ отрицательного героя (например, Соловей-разбойник), подойдут детям более старшего возраста, когда ребенок научится видеть «полутона».

Сказка служит инструментом для встречи ребенка с самим собой. События, происходящие с героями сказки, имеют сходство с событиями из реальной жизни детей. До 5 лет ребенок легче воспринимает сказки, где главными героями являются животные, т.к. ему проще идентифицировать себя с ними, чем со взрослыми. Находясь в сказке, ребенок взаимодействует со сказочными героями и научается разрешать «несказочные» проблемные ситуации, с которыми сталкивается в своей повседневной жизни. Сказка «Репка» помогает понять, что любая проблема намного быстрее решается сообща, успех любого дела – во взаимовыручке, и важно участие каждого – даже маленькой мышки.

Сопереживая сказочным персонажам, ребенок приобретает новые представления о людях и их взаимоотношениях, новый социальный опыт. Логичность и естественность событий, описываемых в сказке, позволяет ребенку усваивать существующие в мире многообразные причинно-следственные связи и закономерности непосредственным, «опытным» путем. Сочувствуя Зайцу, которого выгнала из дома Лиса (сказка «Заюшкина избушка»), ребенок постепенно приходит к мысли о том, что так произошло потому, что Заяц пустил в дом незнакомого.

В сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения, и усвоение необходимых моделей поведения для ребенка происходит незаметно. Сказка предоставляет ребенку возможность не просто увидеть и понять альтернативные модели поведения в различных ситуациях, но и оценить последствия, к которым они могут привести. К примеру, Колобок, проявивший неосторожность в общении с незнакомыми, оказывается съеденным Лисой. Сестрица Аленушка, помогая попавшим в беду, обретает верных друзей и помощников.

Любая сказка имеет счастливый конец. Это создает у ребенка чувство психологической защищенности, образ светлого будущего. Испытания, выпадающие на долю героев, оказываются нужными для того, чтобы сделать их мудрыми и сильными. Так, крестьянский сын Иванушка становится царевичем. Преодоление испытаний является возможным не только благодаря взаимопомощи, но и личностным ресурсам главного героя: готовности прийти на помощь попавшим в беду, рассудительности, смелости. А поскольку в сказке активно задействован механизм идентификации, то ребенок получает возможность оценить свой собственный ресурс.

Все ли сказки нужно читать детям? При выборе сказки следует помнить несколько основополагающих вещей: сказка должна соответствовать возможностям и потребностям ребенка. Сказка не должна пугать ребенка.  Прежде чем знакомить ребенка с новой сказкой, взрослый должен сам ее «прожить» и «прочувствовать». Если возникнут сомнения по поводу целесообразности знакомства ребенка с новой сказкой – лучше отложить сказку до более старшего возраста или более подходящего момента.

В отличие от реальной жизни, в сказке нет ничего невозможного. Сказка дает возможность мечтать. Главное, что забирает с собой ребенок из волшебного путешествия – это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.

В жизни каждого человека есть место сказке. И пусть так будет всегда!

 

 


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
80 Победа
Национальный проект Семья
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России