Возможности театрализованной деятельностиСоставитель: воспитатель
Елена Михайловна Ващук
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребёнка. В своей работе с детьми в центре мы используем различные виды деятельности, в том числе и театрализованные игры, драматизации как наиболее эффективную форму всестороннего развития детей. Л.С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространённый вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений свойственна природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Она построена на основе органического единства игры, речи, рисования, включения фантазии.
В процессе драматизации моделируются различные ситуации общения, развивается связная речь – необходимое условие адаптации ребёнка в обществе. В играх драматического типа у детей развивается особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, с природой и т.д. Театр – самый наглядный и эмоциональный способ передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Кроме того, немаловажной является возможность для участников «проиграть» проблемную ситуацию, найти ее решение и «апробировать» его. Для ребенка самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество.
Театрализовано-игровая деятельность – это обобщённое понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослыми или самостоятельно детьми.
Театрализованные игры сохраняют все типичные признаки ролевых игр: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. В отличие от сюжетно-ролевых игр, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию или литературному сюжету (сказок, стихов, рассказов). Вследствие того, что в театрализованных играх готовый сюжет как бы ведёт за собой действие игры, они могут с успехом использоваться при работе с детьми, имеющими задержку психического развития и умственной отсталостью.
Театрализованная деятельность может организовываться в форме погружения ребенка в мир театра и практической театрализованной деятельности самих детей.
Погружение ребенка в мир театра способствует воспитанию мотивационного компонента, накопление впечатлений, а также развитие способности воспринимать и оценивать показанное на сцене как художественное отражение жизни и осуществляется в процессе посещения с детьми театра. Присутствие в театре учит детей нормам поведения в общественных местах. Многообразие форм творческой работы по спектаклю (рисунки, беседы, викторины) могут использоваться для того, чтобы закрепить в эмоциональной памяти, воображении, в сознании детей конкретные образы, мысли, вызванные спектаклем.
Практическая форма работы строится на драматических образно-ролевых спектаклях, где дети сами исполняют роли. В процессе обучения технике перевоплощения важно добиться у детей в передаче сюжета и образа осмысленности, целенаправленности действий эмоционального отношения к происходящим по сюжету событиям, подлинного общения с партнёрами, выразительной речи. Свои театральные успехи ребята показывают зрителям: сверстникам, гостям.
Подготовка образно-ролевых спектаклей – это длительная кропотливая работа всех педагогов и детей. Совместное изготовление костюмов, масок, кукол (для кукольного спектакля) и декораций объединяет всех взрослых и детей в общее коллективное большое дело. Такая совместная групповая работа способствует формированию сплочённого дружного коллектива, раскрытию разносторонних способностей каждого ребёнка, формированию чувства значимости каждого члена коллектива. Если у ребёнка пока не получается непосредственно театрализованная деятельность, он может внести свой вклад в оформление или изготовление декораций.
|