Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

 Программа "Сказка моей души"

автор: воспитатель Галина Сергеевна Сидоренко

 

Программа «Сказка моей души» предназначена для творческой психолого-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и находящихся в условиях детского приюта.

Актуальность данной программы определяется анализом современной действительности, задачами учреждения, наблюдениями личного опыта автора.

Среди явлений, вызывающих особенную озабоченность общественности, на первом месте стоит проблема социального сиротства. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок целиком и полностью зависит от взрослых и они бесспорно несут  ответственность за счастье и здоровье детей. 

К сожалению, в сфере девиантности и делинквентности оказываются дети заброшенные,  оставшиеся без внимания родителей. Большее их число оказывается в сиротских учреждениях. Это дети, в индивидуальном и личностном опыте которых имели место кратковременные или же действующие продолжительно неблагоприятные воздействия  психогенного характера: разлука с близкими, отсутствие необходимых ребенку любви  и заботы старших, алкоголизм или бродяжничество родителей.  Дети могли испытать на себе насилие и агрессию, стать жертвами негативных поступков и эмоций.  Результатом всего этого являются  личностные деформации, возраст которых, как показывает практика,  отчаянно молодеет. Дети, поступающие в Центр, имеют ряд  проблем: искаженное представление о себе, своих  возможностях, о других людях и о мире; трудности психо-эмоционального развития,   ранняя детская соматизация; имеет место плохое самочувствие, сниженный эмоциональный тонус, вегетативные расстройства нервной системы  и прочие трудности.

Именно на решение проблем такого ребенка направлена данная программа,  которая научит детей новому, более продуктивному поведению, поможет приобрести чувство уверенности, гармонии, обогатит и перестроит эмоции, то есть повысит индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта.

Цель программы: гармонизировать отношение ребенка с окружающим миром посредством разных форм и видов искусства.

Задачи:

1.  Формировать устойчивые модели самосознания (самоотношение и самопринятие, самооценка)

2.  Знакомить с различными эмоциональными состояниями, чувствами,  учить их контролировать

3.  Формировать  позитивные  коммуникативные  модели, опыт коллективного решения проблем 

и преодоления трудностей

4.  Развивать  творческие способности, созидающие возможности личности

5.  Воспитывать  нравственные и эстетические качества.

6.  Активизировать  мыслительный процесс и познавательный  интерес

Программа получила название «Сказка моей души», так как в центре внимания личность, неповторимая, сама по себе уникальная, сложная, которой надо помочь в становлении и развитии (социализации). Средством коррекционно-воспитательного воздействия  на личность в данной программе является искусство в разных его проявлениях.

Искусство, являясь важным фактором художественного развития и воспитания, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияет на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую, функцию.

Социально-педагогическое направление коррекционной работы с детьми с проблемами  осуществляется двумя путями:

- путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность, как непосредственно в

жизни, так и через произведения искусства;

- путем деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной,

театрализованно-игровой и т.д.).        

Формы и методы

Как показывает опыт работы, словесные и наглядные методы должны быть подкреплены практическими. Для детей данной категории важно выведение переживаний, связанных с художественно-творческой деятельностью, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также важно создание новых позитивных переживаний, рождение креативных потребностей и способов удовлетворения. 

Мы используем совокупность методов и средств арт-терапевтических  методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме: 

-  изотерапия (средства изобразительного искусства);

-  сказкотерапия (воздействие чтением);

-  имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию);

-  кинезитерапия (воздействие движением);

-  музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки);

 вокалотерапия (лечение пением).

В основе программы лежат разные сказки, музыкальные произведения, репродукции картин, театрализованные и пластические этюды . При их подборе, учтены психологические, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, взаимоотношения детей между собой.

Также  используются информационно-краткие беседы с детьми в различной форме, рассказ воспитателя, демонстрация натуральных объектов, показ диафильмов, рассматривание произведений живописи, иллюстраций, использование художественного слова, целевые прогулки, экскурсии, дидактические игры, развивающие игры, игры с элементами мнемотехники, игры-драматизации, сюжетно-ролевые.

Программа предусматривает различные формы организации воспитанников: занятия, как специально организованную форму воспитания; нерегламентированные виды деятельности детей, организацию свободного времени в течение дня; прослушивание сказок во время вечернего засыпания и т.д.

Реализация программы

Программа рассчитана на 60 занятий продолжительностью 30 и более  минут каждое  по 1-2 занятия в неделю.

Нестабильность состава воспитанников, частая его сменяемость, разный возраст, уровень развития, специфика режима работы учреждения обуславливают необходимость гибкости программы, темы которой не требуют строгой последовательности. Это позволяет ребенку на любом этапе реализации программы включиться в педагогический процесс.

Тематика и возраст детей определены нами  достаточно условно. Содержание деятельности может быть упрощено и усложнено в зависимости от конкретного опыта, имеющегося у детей, от их включенности в общение личностного типа, от общего культурного и умственного развития. Проблематика может быть легко расширена  и определить ее могут сами дети. Иногда целесообразно посвятить одной теме не одно, а два и более занятий.

В организации занятий следует придерживаться следующих правил:

-  группа детей не должна превышать 6-7 человек;

-  помещение, а также время проведения занятий должны способствовать эмоциональной разрядке;

-  необходима общая атмосфера доверия, дружеского расположения, дающая возможность

раскрыться внутреннему миру ребенка;

-  включение ребенка в занятие должно основываться на его желании.

 Принципы:

-  принцип принятия – принимаем ребенка таким, каков он есть;

-  принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми;

-  принцип индивидуализации – отношение к ребенку, как к  неповторимой, уникальной личности;

-  принцип учета возрастных особенностей;

-  принцип сотрудничества;

-  принцип одномоментного включения всех анализаторов (зрительного, слухового, осязательного,

тактильно-двигательного) в процессе познания какой-нибудь ценности;

-  принцип проецирования познавательной ценности на свое «Я» (ребенок постоянно ставится

педагогом в позицию: «а я похож на этого героя? А это качество есть у меня?»;

-  принцип результативности (развивающего эффекта), предполагающий обязательность общения

воспитателя с каждым ребенком для выяснения того, что он понял, почувствовал, оценил.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В программе три основных раздела: «Волшебная страна чувств» (эмоционально-волевое развитие), «Что за прелесть эти сказки» (формирование нравственной позиции, навыков общения), «Сказка моей души» (личностный рост).

«Волшебная страна чувств»

Основной задачей раздела является эмоционально-волевое развитие детей. Мы не только знакомим  с основными эмоциональными состояниями через созерцание красоты природы в искусстве (поэзия, живопись, музыка), но и учим осознанно их воспринимать, узнавать, воспроизводить, контролировать, передавать в пластике, танце, красках, музыке. Одновременно мы формируем «Я-Концепцию», учим анализировать себя и свое поведение, поступки и состояния сверстников, активизируем мыслительную деятельность

«Что за прелесть эти сказки» – восклицал когда-то великий поэт!     

Основной задачей этого раздела является формирование нравственной позиции и развитие навыков общения, творческих способностей.

Сказкотерапия помогает ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Дети учатся бороться со своими страхами, корректируются трудности в общении, снижается агрессия, регулируются эмоции, мешающие полноценному развитию личности. Работа по отдельно взятой сказке в данном цикле программы  проводится в три этапа/

 

- Знакомство со сказкой (чтение, просмотр видеофильма, спектакля, слушание  аудиокассеты)

- Размышление над сказкой и обсуждение (см. Приложение )

- Путешествие по сказке.

 

Возможен и 4 этап – драматизация. Здесь необходимо учитывать сложность сюжетной линии, возрастные, интеллектуальные, творческие способности детей.

«Сказка моей души»

Сказки, предложенные в этом разделе, направлены на развитие личностного роста: понимание, принятие и делание себя; коррекцию поведения и обретение навыков конструктивного общения с другими. Сказочный сюжет поможет переключит недовольство человека с внешних жизненных обстоятельств, которые он не принимает, и людей, с которыми он не ладит, на описанные в ней проблемы, представить себя ее активным участником.

На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни.

 

Оценка результативности программы

Ожидаемые результаты

1.  Дети должны адекватно оценивать себя и других.

2.  Должны знать основные эмоциональные состояния, владеть позитивными формами выражения

чувств и эмоций.

3.  Должны  уметь творчески самореализовываться.

4.  Должны усвоить основные нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия

с окружающим.

5. Должны уметь самостоятельно мыслить, анализировать ситуации, поведение героев сказок, понимать

основные идеи картин, музыкальных произведений.

Критерии оценки:

-  уровень психоэмоционального состояния;

-  коммуникативный рост или развитие навыка общения

-  уровень воспитанности

Используемые методики и методы:

- метод наблюдения и анализа вербальных форм общения и выражения   мнения участников

программы;

- методика «Волшебная страна чувств»;

- методика изучения общительности;

- программа изучения уровней воспитанности.

Диагностика проводится в три этапа:

1. Первичная (в первые месяц  пребывания ребенка в учреждении)

2. Текущая (в ходе реализации программы, при длительном нахождении ребенка в учреждении

(более года))

3.  Итоговая (на конец реализации программы или на момент выбытия ее участника)

Анализ результатов.

Проводится качественный и количественный анализ по каждой методике отдельно согласно предложенной интерпретации. Данные представлены в таблицах, диаграммах, систематизированы, проанализированы. Обработка результатов осуществляется в тесном контакте с психологом, а также при планировании работы учитываются рекомендации психолога и результаты ее диагностики.

На основе полученных данных диагностики строится коррекционно - развивающая и воспитательная  работа. Сравнительные результаты  позволят определить эффективность нашей программы и наметить дальнейшие перспективы ее совершенствования.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

№ п/п

Название разделов, тем

Количество занятий

Количество часов

Теория

Практика

«Волшебная страна внутри нас»

1.     

Знакомство со сказочной страной чувств

2

1

1

2.     

«Очей очарованье»

2

1

1

3.     

«Унылая пора…»

2

1

1

4.     

«Песни осенней листвы»

3

1

2

5.     

«У лукоморья дуб зеленый» 

2

1

1

«Что за прелесть эти сказки»

6.     

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин

3

1

2

7.     

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин

2

1

1

8.     

«Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкин

2

1

1

9.     

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин

3

1

2

10.  

«Дюймовочка» Г.Х. Андерсен

3

1

2

11.  

«Золушка» Ш. Перро

2

1

1

12.  

«Снежная королева» Г.Х. Андерсен

3

1

2

13.  

«Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен

2

1

1

14.  

«Снегурочка» русская народная сказка

2

1

1

15.  

«Цветик-семицветик» В. Катаев

2

1

1

16.  

«Аленький цветочек» А.Аксаков

2

1

1

17.  

«Сказка про кляксу» С.П. Кремнев

1

0,5

0,5

18.  

«Хитрое яблоко» Т. Пономарев

2

1

1

«Сказка моей души»  (по материалам  Стишенок И.В.)

19.  

Сказка о слабости, любви и поддержке

2

1

1

20.  

Сказка о чувстве долга и дружбе

2

1

1

21.  

Сказка о жизненном предназначении человека

2

1

1

22.  

Сказка об одиночестве

2

1

1

23.  

Сказка о хорошем и плохом поведении

2

1

1

24.  

Сказка о моем жизненном пути

3

1

2

25.  

Сказка о том, как стать творцом собственной жизни.

2

1

1

26.  

Пьеса «Улыбка судьбы»

5

2

3

 

Всего:

60

 

 

 

Ожидаемые результаты. 

1. Дети должны адекватно оценивать себя и других.

2. Должны знать основные эмоциональные состояния, владеть позитивными формами выражения

чувств и эмоций.

3. Создание ситуации эмоционального благополучия ребенка.

4. Должны  уметь творчески само реализовываться.

5. Должны усвоить основные нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия

с окружающим.

6. Должны уметь самостоятельно мыслить, анализировать ситуации, поведение героев сказок, понимать

основные идеи.

 

Условия реализации программы. 

Для успешной реализации программы необходимо:

· Специально оборудованная комната с декорациями сказочной страны, большим зеркалом и ковром.

· Набор видео- и аудио - материалов.

· Видеомагнитофон, аудио магнитофон.

· Набор канцелярских товаров: бумага, карандаши цветные, краски, кисточки.

· Гримм, костюмы героев,   предметы декора.

· Детская литература.

· Иллюстрации к сказкам.

· Эмоциональные пиктограммы.

 

Календарно-тематическое планирование 

№ п/п

Название разделов, тем

Содержание занятия, цели, задачи.

Используемые  материалы
Волшебная страна внутри нас

Сентябрь

Волшебная страна чувств. Знакомство со сказочной страной чувств

 

Исследовать психоэмоциональное состояние.

Установить контакт с детьми

Воспитывать стремление брать из жизни все то, что будет помогать детям становиться мудрыми, терпеливыми, прощающими и любящими.

Материалы: бланки с тестовой методикой «Волшебная страна чувств», цветные карандаши, фломастеры, декорация  «Сказочная страна»

Цветные карандаши, бумага, аудио кассета.

Фигурка Короля.

 

«Очей очарованье»-знакомство с понятиями «радость», «красота»

 

Познакомить детей с понятиями «радость» и «красота» на примере стихотворения А.С. Пушкина «Осень»

Донести до воспитанников, что чувства символизируют наше «Я»

Развивать умение эмоционально отвлекаться на поэтические строки, передавать свое настроение в пластике, танце.

Литература: А.С.Пушкин «Осень»

Видео: «The Art of Nature»

Музыка: Г. Свиридова «Времена года», П.Чайковский «Времена года»

Упражнения: «Бал осенней листвы», Игра «Зеркало»

Изотерапия: репродукции осенних пейзажей, «О чем поет осенний парк?»

Материалы: цветные карандаши, бумага,  зеркало.

Октябрь

«Унылая пора» –

Знакомить детей с понятиями «грусть», «печаль» на примере стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Довести до сознания воспитанников, что грусть-важное чувство, но оно уходит в свой дом, потому что знает Меру.  Не нужно боятся прихода грусти, но важно помнить о Мере.

Способствовать развитию поэтического слуха, формировать умение «слышать» поэтические строки; воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать

Литература: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Видео: «The Art of Nature»

Изотерапия: иллюстрация «Осень», набор

картин «Природа»

Музыка: А.Джойс «Осенний вальс», песни «Пропала собака», «Собака бывает кусачей», музыка для релаксации «Звуки природы».

Материалы: Цветные карандаши, бумага.

«Песни осенней листвы»

 

 

Показать красоту природы в репродукциях русских художников, знакомство с понятием «удовольствие» учить делать друг другу приятное, доставлять удовольствие; вызывать чувство удовольствия от созерцания красоты природы в искусстве; формировать умение устанавливать взаимосвязь разных видов искусства, отражающих одни и те же картины природы (в музыке, поэзии, живописи)

Видео: «The Art of Nature»

Изотерапия: репродукции пейзажей И. Левитана, В.Поленова.

Музыка: П.Чайковский, А.Моцарт. Материалы: цветные карандаши, бумага, ручки, осенние листочки, ленты и шарфы для танцевальных движений.

 

 

«У лукоморья – дуб зеленый»

Знакомить с понятием «страх». Учить детей понимать, какой вред приносит страх и как можно от него избавиться; развивать образное представление и образное мышление, развивать речь, обогащать словарный запас, формировать образность речи детей с чувством страха.

Видео: «The Art of Nature»

Упражнения: игра «В паутине страха», «Жмурки», «Прятки», «Догонялки»

Комикс «В паутине страха»

 Материалы: цветные карандаши, фломастеры, бумага, сказочная декорация, костюмы для инсценировки.

 

Что за прелесть эти сказки!

Ноябрь

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

А.С. Пушкин

 

 

1.    Учить понимать основную идею сказки, видимую и скрытую мотивацию героев, анализировать поведение героев и соотносить со своим поведением и чувствами.

2.    Учить преодолевать трудности на примере героев сказки

3.    Расширять представления об эмоциях и связанных с ними физических состояниях (страх, злость рождают напряженное состояние, доброта – расслабление)

4.    Развивать память, внимание, воображение, фантазию, творческие способности, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

5.    Развивать речь детей, умение свободно и образно выражать свои мысли.

6.    Развивать эмоциональные дифференцировки на материале противопоставления добрых и злых качеств  сказочных персонажей.

7.    Развивать доброжелательность, самоконтроль и саморегуляцию

8.    Воспитывать внимательное, доброжелательное, чуткое отношение к чужим проблемам, стремление заботиться о других.

9.    Воспитывать у детей умение сопереживать  героям сказки; дать детям возможность осознать чувство потери, страха за свое будущее и будущее своих близких путем проигрывания эпизодов сказки.

10. Способствовать формированию нравственных ориентиров, а также пониманию того, что дурные поступки всегда наказываются.

11. Воспитывать понимание того, что в человеке важна не внешняя красота, а духовное совершенство.

12. Воспитывать трудолюбие, целеустремленность, ответственность, уважительное отношение к людям, животному и растительному миру.

13. Воспитывать любовь к «малой родине», ее культуре, традициям, природе.

14.  Производить коррекцию эгоцентризма, жадности, агрессивности, лжи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео: мультипликационный фильм «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Литература: книга с иллюстрациями Ф. Бруни.

Материалы: «волшебное» зеркальце, яблоко, эмоциональные пиктограммы.

 

«Сказка о золотом петушке»

 А.С. Пушкин

 

Видео: мультипликационный фильм «Сказка о золотом петушке»

Литература: А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Кинестезия: «Танец Шахматинской царицы»

Упражнения: «Сон», «Жадность» Материалы: книга со сказками, газовый шарф, кисти, краски, бумага

 

 

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин

 

Литература: «Сказка о царе Салтане»

Видео: фильм «Сказка о царе Салтане»

Музыка:  Римский-Корсаков «Полет Шмеля», «Шум моря»

Упражнения: «Танец прекрасной Царевны Лебеди», «Зависть Бабарихи».

 

Декабрь

 

«Сказка о рыбаке и рыбке»

 А.С. Пушкин

Литература: сказка  «О рыбаке и рыбке», «Тренинг по сказке» под редакцией Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой (стр.125)

Упражнения: «Шум моря», «Невод», «Просьба золотой рыбки», «Рыбка», «Старуха», «Легкие волны», «Сильные волны»,  «Грозная царица», «Буря», «Осуществление любых желаний».

Музыка: «Шум моря»

 Материалы: чудесные мешочки с дарами моря, золотая рыбка из бумаги, корона для царицы, длинная лента на палочке, крупная ракушка

 

«Дюймовочка»

 Г.Х. Андерсен

 

Литература: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»

Видео: мультипликационный фильм «Дюймовочка».

Музыка: М.Глинка «Вальс-фантазия», «Звуки природы».

Упражнения: «Холод», «Тепло», «Полет», «Ячменное зерно», «Цветок», «Лягушка»

Материалы: красивый цветок, ленты на палочках, газовые платки, кукла-колдунья, бабочки из бумаги, краски, карандаши.

 

 

«Золушка»

Ш. Перро

 

 

 

 

 

 

 

Видео: фильм «Золушка»

Упражнения: «Уборка пола», «Украшения», «Мыши и кони», «Танец», «Примерка», «Венчание», «Чистка кастрюли»,  «Горе Золушки».

Музыка: С.Прокофьев «Монтекки и Капулети», песня «Хоть поверьте…», песня «Волшебный бал»- ансамбль «Семь нот»

Кукла-фея, волшебная палочка, колокольчик, украшения.

Январь

«Снежная королева»

 Г.Х. Андерсен

Видеокассета «Снежная  Королева»

Литература: сказка  «Снежная Королева», «Тренинг по сказке» под редакцией Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой

Музыка: П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев»

Упражнения: «Аромат розы», «Необычная снежинка», «Снежная Королева», «Сани Снежной Королевы», «Причесывание», «Кусты роз», «Цветы», «Ворон», «Разбойники», «Бег с передышками», «Олень», «Превращение хлопьев в снежинки», «Встреча»

Материалы: роза, белый тюль, белый пуховый платок, цветы в технике оригами, чистые листы белой бумаги, сердечки из картона

 

«Гадкий утенок»

 Г.Х. Андерсен

 

Литература: сказка  Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»

Музыка: К.Сенс-санс «Умирающий лебедь», «Голоса птиц», «Звуки природы»

Упражнения: «Птичий перполох», «Пузырек воздуха», «Буря», «Изгой», «Объяснение», «Переживание», «Воздушное создание»

Материалы: фигурки птиц, газовые платки.

 

Февраль

«Снегурочка»

Русская народная сказка

 

 

Видео: фильм  «Снегурочка»

Литература: сказка  «Снегурочка»

Музыка: А.Грибоедов «Вальс ля минор», «Снегурочка»

Упражнения: «Снежные комочки», «Катание комочков», «Снегурочка», «Солнце и дождик», «Град», «Хоровод», «Костер», «Облачко»

Материалы: шарф красного цвета, белые бусины, газовые платки, игрушки, кисти, краски, бумага

 

Февраль

 

«Цветик-семицветик»

В. Катаев

 

Видео: мультипликационный фильм  «Цветик - семицветик»

Литература: сказка В.Катаева «Цветик-семицветик»

Музыка: П.Чайковский «Новая кукла»

Упражнения: «Догонялки», «Плач», «Желтый лепесток», «Красный лепесток», «Синий лепесток», «Ваза», «Северный полюс», «Зеленый лепесток», «Веселье».

Материалы: светильник, лента голубого цвета, цветик-семицветик из бумаги, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры

«Аленький цветочек»

А.Аксаков

Видео: фильм  «Аленький цветочек»

Литература: сказка А.Аксакова «Аленький цветочек»

Музыка: песенка о волшебном цветке

Упражнения: «Качка», «Разбойники», «Дремучий лес», «Дворец», «Цветы», «Чудище», «Мольба», «Волшебный перстень», «Желания», «Вздох», «Танцы», «Чудище».

Материалы: цветок алого цвета в технике «оригами», товары для разбойников, палочка и звенящий предмет, ткань черного цвета

Март

«Сказка про кляксу»

С.П.Кремнев

Литература: С.П.Кремнев «Сказка про кляксу»

Упражнение: «Обида»

Материалы: кисти, краски, обои, фломастеры

«Хитрое яблоко» Т.Понамарев

Литература: Т.Понамарев «Хитрое яблоко»

Упражнение: «Волшебное яблоко»

Материалы: яблоки, фломастеры, листы бумаги.

Сказка моей души (По материалам И.В.Стишенок)

Март

Сказка о слабости, любви и поддержке

Раскрыть личностный потенциал.

Расширять сферу взаимодействия с окружающим  миром.

Помочь осознать ценность любви и взаимоотношений друг с другом, изменить взгляд на жизнь, найти свой путь и место в ней

Сказки: «Ласточка», «Горошинка».

Материалы: листы бумаги, цветные карандаши, куклы.

Музыка: релаксационная кассета

Сказка о чувстве долга и дружбе

Формировать активную жизненную позицию.

Учить быть независимым от других, находить выход из конфликтных ситуаций

Помочь наладить взаимоотношения с окружающими, понять, кто твой друг

Сказки: «Цепь», «Птенец»

Методика «Сочини продолжение сказки»

Материалы: листы бумаги, цветные карандаши, куклы.

Музыка: релаксационная кассета а

Апрель

Сказка о жизненном предназначении человека

Учить принимать себя, прислушиваться к своему сердцу

Способствовать расширению самосознания и самоопределению.

Помочь осознать ценность близкого человека и важность взаимоотношения с ним и выбрать правильный жизненный путь

Сказки: «Коряга», «Волшебный ключ», «Пряник».

Материалы: листы бумаги, цветные карандаши, куклы., соленое тесто для лепки

Музыка: релаксационная кассета

 

Сказка об одиночестве.

Помочь осознать важность проявления чувств открытости и естественности, ценность членов коллектива и важность взаимоотношений в нем.

Помочь осознать значимость норм человеческого общения

Закрепить новый, конструктивный стиль взаимоотношений, основанный на взаимном принятии и сотрудничестве

Сказки: «Котенок», «Колючка», «Тучка».

Материалы: листы бумаги, цветные карандаши, куклы.

Музыка: релаксационная кассета

 

Сказка о хорошем и плохом поведении

Учить слушать и понимать собеседника, избегать конфликтных ситуаций, адекватно оценивать свое поведение.

Воспитывать добро, уважительное отношение к людям, животному и растительному миру, трудолюбие, ответственность.

Учить признавать и исправлять свои ошибки

Корригировать поведенческие расстройства.

Сказки: «Сокровище», «Ежики», «Золотая рыбка».

Материалы: листы бумаги, цветные карандаши, куклы.

Музыка: релаксационная кассета

Сказка о моем жизненном пути.

Помочь дать оценку своему жизненному пути.

Способствовать личностному развитию, изменению мировоззрения, духовному росту человека.

Способствовать моделированию будущего.

Сказки: «Фонарики», «Путь», «Кедр», «Человек».

Материалы: листы бумаги, цветные карандаши, куклы.

Музыка: релаксационная кассета

Май

Сказка о том, как стать творцом собственной жизни.

Помочь детям осознать себя активным участником и творцом собственной жизни.

Способствовать принятию в символической форме своей конструктивной физической активности.

Создавать условия для самореализации воспитанников и обучать методам самопомощи.

Сказки: «Желуди», «Ручейки».

Материалы: листы бумаги, цветные карандаши, куклы.

Музыка: релаксационная кассета

Итоговое занятие. Театрализация пьесы «Улыбка судьбы»

Поговорить с детьми о том, кто считает себя счастливым, а кто несчастным, кто ничего не хочет в своей жизни изменить, а кому хотелось бы  что-то поменять; что можно поменять, а что нельзя; о том как вознаграждается отважное преодоление трудностей.

Формировать у детей правильные модели поведения, некий нравственный кодекс, которым руководствуется в своих поступках любой культурный человек через драматизацию.

Пьеса «Улыбка судьбы»

Декорации: замок, колесо судьбы, карета, кузница, дом портного.

Костюмы:  собаки, короля, портного, кузнеца, судьбы Регины.

 

         

 

Методическое Обеспечение программы

 

Методические пособия:

- Н.Погосова. Коррекционно-развивающая программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью «Погружение в сказку»

- Т.Грабенко, Т.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролов Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков «Волшебная страна внутри нас»

- Психокоррекционные сказки, игры  И.В.Стишенок.

- Сказки, упражнения, игры Медведевой И.Я., Шишовой Т.Л

Музыкальный материал:

- Музыка для релаксации: «Звуки природы», «Голоса птиц», «Шум моря»

- Классика: П.Чайковский, А.Джойс, Г.Свиридов, А.Моцарт, М.Глинка, С.Прокофьев, К.Сенс-санс, А.Грибоедов

- Песни  современных, детских композиторов, песни в исполнении детских ансамблей.

Репродукции картин:

- Классика: И.Левитан, В.Поленов

- Набор картин «Природа»

Детская литература:

- А.С.Пушкин – сказки, стихи;

- Г.Х.Андерсен – сказки;

- Ш.Перо – сказки;

- В.Катаев – сказки, рассказы;

- А.Аксаков – сказки;

- Л.Толстой – рассказы;

- С.П.Кремнев – сказки, рассказы;

- Т.Понамарев – сказки, рассказы;

- А.Осеева – рассказы.

Видеоматериал:

- мультипликационные  и художественные фильмы по сказкам;

- детские художественные фильмы отечественной кинематографии;

- релаксация «The Art of Nature»

 

Список используемой литературы

1. Акишина АЛ. и др. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. — М., 1991.

2. Алянский Ю. Азбука театра. — М., 1998.

3. Аникин Б.П. Русский фольклор. — М., 1987.

4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М., 1995. - Т. 1-3.

5. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ // . - 1995. - № 10. - С. 30-32.

6. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) // — 1994. — № 1. — С. 17-19.

7. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья.-М.: Педагогическое общество Россиии, 2000

8. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.

9. Зимняя И А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону, 1997.

10. Иванова Э. Сказка и современное детство //- 1985. - № 9. - С. 68-70.

11. Киркос Р., Постоева Н. Сказка приходит на праздник. — М., 1996.

12. Комарова Т.О. Дети в мире творчества. — М., 1995.

13. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры/ Медведева И.Я., Шишова Т.Л.; -М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002.

14. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Костома­ровой. - М., 1997.

15. Развивающая предметно-пространственная среда детства. — М., 1997.

16. Развитие творческого воображения:. С.Н. Ладошкиной. — Н. Новгород, 1992.

17. Расскажи мне сказку / Сост. Э.И. Ивашова. — М., 1993.

18. Раучук Е., Козырева М. Театр в чемодане. — СПб., 1998.

19. Самостоятельная художественная деятельность школьников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1980.

20. Соколов Д. Сказка и сказкотерапия. — М., 1997.

21. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб: Речь, 2005

22. Стрельцова Л.П. Уроки сказки. — М., 1990.

23. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1997.

24. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005

25. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — Харьков, 1996.

26. Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А. Социальная педагогика как интег­ральная наука о личности. — Пермь, 1992.

27. Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Филиппов Ю. В. Педагогическая валеология: опыт и перспективы развития. — Н. Новгород, 1997.

 


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
80 Победа
Национальный проект Семья
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России