Развитие межличностных отношений дошкольников со сверстниками
в развивающих играх
автор: Помозова Татьяна Викторовна
Межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения, как представления о другом (о его социальных и личностных качествах), как способность к совместной деятельности. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников – во многом зависит последующий путь его социального и личностного развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Рассматривая проблему межличностных отношений важно отметить, что эта проблема актуальна, т.к. задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития ребенка могут быть обусловлены как нарушениями психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л.С. Выготского, в культурном развитии ребенка.
Ведущие исследователи Л.И. Божович, Л.C.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, а также А. Валлон, Р. Заззо и др. отмечают, что дошкольный возраст - это возраст, когда фактически закладываются основы личности. В это время у ребенка формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о себе самом, своих отношениях с окружающими. Недостаточная общительность, неуверенность в себе могут оказаться серьезным тормозом в развитии активности и инициативности ребенка.
Игровая деятельность представляет собой один из видов деятельности, которые могут быть использованы взрослыми в целях формирования и развития межличностных отношений дошкольников.
Анализируя специфику игры (Т. Антонова, Л. Артемьева и др.) выделяют общение и взаимодействие как необходимое условие её возникновения и существования в детском возрасте, что позволяет рассматривать игру, как содержательное общение. Игра рассматривается как игровой диалог, способ понимания, проникновения в смысл, намерения собеседника.
В игре среди сверстников потребность в признании получает развитие на принципиально новых основаниях: если взрослый стремится поддержать ребенка в его достижениях, то сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены моменты соревнования и взаимной поддержки.
Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками.
|