|
|
Программа воспитания безопасного поведения у младших школьников "Школа безопасности" Составитель - воспитатель Елена Игоревна Попова
"Прежде всего, каждому виду живых существ
природа даровала стремление защищаться,
защищать свою жизнь"
Цицерон.
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей.
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Поэтому необходимо научить ребенка адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у них самостоятельность и ответственность.
Особую значимость данная проблема приобретает для детей, лишенных родительской поддержки, находящихся на воспитании в государственных учреждениях социального обслуживания несовершеннолетних. Воспитанники таких учреждений часто имеют негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкую нравственную устойчивость. В своих семьях, оставаясь без должного родительского контроля, они часто подвергались опасности дома, на дорогах, на водоемах, в лесу, а также со стороны родителей и незнакомых людей.
Изучение данной проблемы показало, что воспитанники детских социозащитных учреждений имеют низкий уровень знаний в области безопасности жизнедеятельности у детей. У них не сформированы некоторые навыки личной гигиены, их знания о своем организме ограничиваются понятиями о том, что он состоит из рук, ног, головы и желудка. Младшие школьники ничего не знают о витаминах и их роли в работе организма; не имеют четкого представления об опасных ситуациях (им известны лишь пожар и грабеж); не слышали о природных катастрофах; они не знакомы с правилами поведения в транспорте, имеют весьма расплывчатые представления о правилах безопасности дорожного движения (дорожные знаки называют лишь с помощью взрослых); зная номера телефонов экстренных служб, они не имеют четкого представления о том, как вести себя при пожаре, в случае нападения; что можно, а что нельзя делать дома, когда нет старших.
Необходимо отметить и тот факт, что после прохождения курса реабилитации некоторые из детей вернутся в свои родные семьи, другие будут направлены в детские сиротские учреждения: риск оказаться один на один с опасностью остается.
Эта проблема представляется актуальной, послужила основанием для составления программы по воспитанию безопасного поведения у детей «Школа безопасности». Программа разработана для работы с детьми младшего школьного возраста (7-12 лет) в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Цель программы:
создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения.
Задачи:
- расширить и систематизировать знания детей об окружающей среде и здоровом образе жизни, о мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
- развивать практические навыки безопасного поведения детей в окружающей среде;
- формировать позитивное и ответственное отношение к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации;
- учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
- воспитывать культуру здорового образа жизни;
- воспитывать самостоятельность и ответственность, толерантность;
- развивать речь, внимание, память, мышление, наблюдательность, познавательный интерес, волевые и физические качества.
Программа представлена двумя разделами: «Опасности в окружающей среде» и «Здоровый образ жизни».
Воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности:
- сообщение теоретических знаний (вербальная информация);
- самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач, подбор материала для газеты и т.д.);
- практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте, дома (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации, практикумы).
Основными формами организации работы по программе определены следующие.
- тематические занятия;
- беседы;
- практикумы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- встречи с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, полицейскими, пожарными и т.п.);
- выступление агитбригад;
- досуговые мероприятия;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия;
- выпуск детской газеты, памяток для детей, бюллетеней;
- еженедельные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.
Основными методами организации работы с детьми выделены:
- примеры из личного опыта и примеры правильного безопасного поведения окружающих взрослых;
- показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций;
- сбор фотоматериалов по теме «Опасные места и предметы быта»;
- словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры;
- метод сравнения;
- метод моделирования ситуаций;
- придумывание сказок на разные темы.
В программе активно используются следующие средства воспитания навыков безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни:
- мультимедийные средства (презентации,развивающие игры, видеофильмы, аудиоматериалы);
- использование произведений детской художественной литературы (в работе со сказками активно можно использовать прием «переиначивания» сюжета, для того, чтобы сказочные герои воспользовались правилами безопасности, для закрепления их детьми);
- гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда);
- природные факторы (солнце, воздух, вода);
- спорт , туризм, утренняя гимнастика;
- ручной труд.
Основные принципы работы:
- воспитание у детей навыков безопасного поведения в окружающей обстановке, а не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения;
- педагог не должен ограничиваться словами и показом картинок: важно рассматривание и анализ различных жизненных ситуаций, проигрывание их в реальной обстановке; экскурсии по улицам города; чтение рассказов; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; творческая деятельность;
- проведение внеплановых занятий: использование возможностей игры, прогулок, физическая и трудовая активность в течение дня (гигиена, закаливание и др.) и т.д.;
- развитие специальных качеств безопасного поведения ребенка: его координации, внимания, наблюдательности, реакции и т.д.;
- грамотный подбор материала при проведении занятия: не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев, перегружать детей негативной информацией (дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической опасности).
Программа рассчитана на 54 часа (1-2 занятия в неделю). Реализуется в течение года, с сентября по май предпочтение отдается тематическим занятиям, в летний период проводятся физкультурно-оздоровительные и досуговые мероприятия, экскурсии и практикумы.
Продолжительность занятия от 30 и более минут каждое. Занятия проводятся согласно циклограмме в специально отведенном в режиме месте. Предположительное количество участников от 4-5 человек до 10 в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей, содержания занятия.
Возрастной состав участников – дети младшего школьного возраста. Возможно участие детей разного уровня психического развития, при формировании групп учитывается степень выраженности интеллектуального дефекта.
Нестабильность состава воспитанников, частая его сменяемость, разный возраст, уровень развития, специфика режима работы учреждения обуславливают необходимость гибкости программы, темы которой не требуют строгой последовательности. Это позволяет ребенку на любом этапе реализации программы включиться в педагогический процесс.
Тематика занятий определена нами достаточно условно. Содержание деятельности может быть упрощено и усложнено в зависимости от конкретного опыта, имеющегося у детей, от их включенности в общение личностного типа, от общего культурного и умственного развития. Проблематика может быть легко расширена и определить ее могут сами дети. Иногда целесообразно посвятить одной теме не одно, а два и более занятий.
Реализация программы осуществляется в тесном взаимодействии с ГИБДД, ОВД, Госпожнадзором, медицинскими учреждениями.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной в группе, которая включает:
- уголок безопасности;
- познавательно–агитационные материалы;
- иллюстративные стенды для детей и взрослых;
- подборка литературы;
- подборка иллюстрационного материала;
- проведение фотосессий.
Методическое обеспечение программы
Методические пособия:
- Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей.
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
- Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста.Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. 2006.
- Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н.Н.Авдеева., О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина: С-Пб. «Детство- Пресс», 2002;
- Волков С. Про правила дорожного движения. Часть 1,2. «Омега-пресс», 2007;
- Основы пожаробезопасного поведения. Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.- Вологда, 2002;
- Пожарная безопасность. Нестандартные занятия / Автор-сост. Р.А.Жукова - Волгоград: ИТД «Корифей» 2008;
- Попова Г.П. ОБЖ. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками.- Волгоград: Учитель, 2005;
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М. ООО «ТЦ Сфера» 2005;
- Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. ИД «Литера», 2008.
Дидактические материалы:
- Наглядные пособия, плакаты, буклеты, папки-передвижки;
- Настольные игры;
- Обьемный конструктор;
- Ребусы, кроссворды, лабиринты, раскраски и т.д.
- Мультимедийный материал:
Презентации занятий;
Компьютерные обучающие игры и программы;
Аудиоматериалы: «Аудиоэнциклопедия Дяди Кузи и Чевостика: Если хочешь быть здоров», музыка для занятий физической культуры;
Видеоматериалы:
тематические фильмы: «Спасик и его друзья», «Азбука безопасности», «Безопасность – это важно», «Антитеррор», «Уроки осторожности с тетушкой Совой», «Смешарики. Азбука безопасности», «Комплексная медико-образовательная программа "Ребенок в безопасном мире» и др.;
мультипликационные и художественные фильмы: «Мойдодыр», «Дядя Степа», «Волк и семеро козлят», «Дед Мазай и зайцы», «Гуси-лебеди», «Огонь вода и медные трубы», «Котенок с улицы Лизюкова», «Ох и Ах идут в поход», «Приключения Хомы и Суслика», «Красная Шапочка» и др.
Детская литература:
- Житков Б. «Пожар», «Дым», «Пожар на море»;
- Заходер Б. «Шофер»;
- Казаков Е. «Чик- чик ножницами»;
- Маршак С. «Кошкин дом», «Пожар»;
- Михалков С. «Дядя Стёпа - милиционер»;
- Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»;
- Носов Н. «Заплатка»;
- Пермяк Ю. « Торопливый ножик»;
- Перро Ш. « Красная Шапочка»;
- Пушкин А. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
- Суслов В. «Его сигнал для всех закон»;
- Толстой Л. «Пожар», «Пожарные собаки»;
- Чуковский К. « Мойдодыр», « Доктор Айболит», «Путаница»;
- Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки: безопасность для малышей».
Интернет-ресурсы:
для педагогов и родителей:
http://detsadik.my1.ru
для детей:
|