Игра в дошкольном возрастеДошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению его социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что не маловажно для его развития.
Преобладающим видом деятельности в это время является игра. Это основной вид деятельности дошкольника, на который он затрачивает большее время. Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра. Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. Данная игра является приобщением ребенка к жизни взрослых. Дети учатся взаимодействовать друг и другом, повышается их самосознание. Именно дошкольный возраст требует разнообразия форм межличностного сотрудничества: со сверстниками, взрослыми, для игр, общения и труда.
На протяжении дошкольного возраста меняется и содержание игровой деятельности:
- игра – манипулирование с предметами,
- индивидуальная предметная игра конструктивного типа,
- коллективная сюжетно-ролевая игра,
- индивидуальное и групповое творчество,
- игра-соревнования,
- игра-общение,
- домашний труд.
Дошкольное детство делят на 3 периода:
1. Младший дошкольный возраст (3-4 года)
2. Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
3. Старший дошкольный возраст (5-6-7 лет)
Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «Магазин», «Больница» и т.д.) в этом возрасте обычно отображают действия взрослых, за которыми дети наблюдают.
Средние дошкольники. Игры в этот период становятся совместными, в них включается все больше детей. Главное здесь – не воспроизводство, а имитация определенных отношений людей. Сюжетно-ролевые игры усложняются, становятся более разнообразными (разнообразие тематики, ролей, игровых действий, правил). Происходит замена натуральных предметов условными (вместо ложки - палочка), особая роль отводится точному соблюдению правил, отношений (лидерство – подчинение, где развиваются организаторские способности и навыки). Чаще возникают игры-соревнования, где важен выигрыш или успех (происходит формирование мотивации достижения успеха).
В старшем дошкольном возрасте происходит преобразование игры в другие виды деятельности, в частности в труд и учение. Конструкторская игра переходит в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает, конструирует, создает что-то нужное в быту. Вследствие этого происходит:
- усвоение элементарных трудовых умений и навыков (ребенок учится пользоваться бытовыми предметами);
- развитие практического мышления (у ребенка формируется способность планировать свои действия);
- совершенствование ручных движений, умственных операций, воображения.
Большое место в развитии старшего дошкольника занимает изобразительное искусство. Оно позволяет ребенку передать свои впечатления и знания о мире. Например, рисунок дошкольника может рассказать о восприятии ребенком окружающей действительности, об особенностях его психических процессов. Не маловажное значение имеют музыкальные занятия. Дети учатся петь, ритмично двигаться.
Подготовила
педагог-психолог
Анастасия Юрьевна Хабарова
|