|
Изучение звуковой культуры речи дошкольников и методика проведения образовательной деятельности
автор: Бавшина Людмила Ивановна, воспитатель
Государственное учреждение Тульской области
"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1"
.jpg)
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-IV века) наблюдался бурный расцвет ораторского искусства – это было время широкого подъема политической и экономической жизни Древней Греции, расцвета ее науки. Большой интерес (и в настоящее время он не исчез) представляют работы выдающегося мыслителя Аристотеля, который дает глубокий анализ языка, стиля, построения речи ораторов. Вспомним его знаменитое изречение: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». Это подчеркивает значимость изучаемой проблемы.
О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову говорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и другие). Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей. Изучение и применение на практике понятия культуры речи, этапов работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста, особенностей формирования звуковой культуры речи у детей – вот на чем строится организованная образовательная деятельность воспитателя по речевому развитию. Над этой проблемой работала педагог О.С.Ушакова, и ею создана методика обучения развитию речи детей дошкольного возраста. Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
1. Развивать речевой слух детей, включая звуковысотный слух, слуховое внимание, фонематический слух, восприятие темпа и ритма речи.
2. Формировать произносительную сторону речи: развивать артикуляционный аппарат; работать над речевым дыханием; воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения; вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию; формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произношения слов, заикание) для того, чтобы своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту.
Основными направлениями работы над формированием звуковой культуры речи являются: развитие артикуляционного аппарата, подготовка его к произношению шипящих, развитие фонематического слуха, элементов звукового анализа слов, выработки интонационно-эмоционально-выразительной речи. Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. При работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений — простые и сложные. Дети подводятся к пересказу литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно. Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности. Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины «звук», «слово», с которыми они уже познакомились. В речевой работе с детьми пятого года жизни расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала). Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет... шапки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро). Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии. Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). На шестом году жизни продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям даются схемы составления совместного рассказа — тем самым они глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды...», «Как-то раз...», «Дело было летом...» и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз... собрались звери на полянке. Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...».) Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи или звуковая ее культура. Основными компонентами произносительной речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем). Остановимся на каждом из них.
ИНТОНАЦИЯ. «Под интонацией понимается совокупность произносительных средств, которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи» Интонация включает ритм, темп, тембр и методику речи. Мелодика речи – это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи – это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп – это скорость произношения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы – остановки в потоке речи.
СИСТЕМА ФОНЕМ. В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая различать одно слово от другого (дом, ком, лом, сом). Такой звук - смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикулярных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков. Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата: энергетический (дыхательный) – легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) – гортань; резонаторный (звукообразующий) – полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования, т.е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок – его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию – усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность. В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые складки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют и голос не образуется, а если складки наряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяют небо, передняя часть которого – твердое небо, а задняя часть – мягкое небо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, т.к. она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.
Методика работы по формированию звуковой культуры речи начинается с младшего дошкольного возраста. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы включает следующие виды работы по обучению речевому развитию на специальных занятиях: воспитание звуковой культуры речи детей; обогащение словаря; формирование грамматических навыков; обучение связной речи — монологу и диалогу — в связи с ознакомлением с окружающим: с бытовой и производственной деятельностью людей, с природой, с общественной жизнью (при участии в подготовке и проведении утренников, посвященных всенародным праздникам); ознакомление с художественной литературой; заучивание наизусть. В процессе работы по звуковой культуре речи с каждым возрастным показателем дошкольников ставятся определенные задачи.
Формирование звуковой культуры речи в период обучения грамоте по В.Колесниковой включает различные виды работы. Рассмотрим их более подробно.
- Знакомство со звуками русского языка в период обучения грамоте.
- Структура процесса изучения одного звука. Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в обратной форме). Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.
- Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки – чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).
- В процессе организованной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста уделяется большое внимание правильному произношению звуков и распознаванию их в словах.
Приведу пример фрагментов организованной образовательной деятельности с обучающимися, на которой проходило знакомство со звуками «А» и «Н».
Тема: Гласный звук «А», буквы А, а.
1.Повторение: На какие 2 группы можно разделить все звуки? - Какие признаки у гласных? - Какие признаки у согласных?
2.Выделение звука -а-: -Произнести слово «астра». - Какой первый звук мы слышим? - Какой он, гласный или согласный? - Почему?
3.Упражнение в слышании звука -а-: ТЮЛЬПАН, ВАСИЛЕК, ФИКУС, КАКТУС (Если в слове есть звук «а», дети должны хлопнуть в ладошки).
Тема: Согласные звуки «Н» и «Н,», буквы «Н», «н».
1.Повторение: а) игра «Живые буквы». К доске вызываются 2 воспитанника. У одного в руках буква «А», у другого «У». Дети сближают карточки, читают вместе с педагогом «Ау». Другие 2 воспитанника – «Уа» (объяснение слов).
2. Выделение согласных звуков «Н» и «Н,». Называется слово, находится звук «Н» или «Н,» (БАРАБАН, КОНЬ).
3. Упражнение в слышании выделенных звуков: - Приготовьте ладошки. Если в слове, которое я произнесу, есть звук «Н» или «Н,», то вы хлопаете, если нет – нет: танк, кони, команда, атака, знамя, пулемет, орден.
4. Определение места буквы «Н» в слове (начало, середина, конец.) Детям предлагается самим назвать несколько слов, в которых они слышат «Н» или «Н,»: один ребенок придумывает слово, другой – указывает месторасположение звука в слове.
Упражнения на развитие фонематического слуха проводятся как со старшими дошкольниками, так и с младшими школьниками. Дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове уже к пяти годам, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха детям этого возраста предлагаются игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. В качестве примера можно привести некоторые упражнения.
Упражнение «Выдели слово». Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь, – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Подумай, не торопись.
Упражнение «Я думаю». Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».
- Вспомни название цветка, в котором был бы последний звук слова «комната» (астра, анютины глазки…) - Подбери слово, чтобы первый звук был бы «к», а последний – «а» (картошка).
«Упражнение «Что заканчивается...?» Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Ч" и.т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой.
Упражнение «Шутки – минутки». Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры: Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд. Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами. Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.
Обучение звукослоговому анализу детей дошкольного возраста включает: звуковой анализ состава слогов и слов; дифференциацию понятий «звук» и «буква»; соотнесение букв и звуков. Обучение звукослоговому анализу начинается в период обучения грамоте с детьми старшего дошкольного возраста и продолжается в начальной школе. Для примера приведу фрагмент занятия обучения грамоте, в котором будет рассмотрен слогозвуковой анализ слов.
Тема: «Письмо строчной буквы д»
1. Повторение пройденного, сообщение темы и постановка учебной задачи
2. Разминка рук и упражнения в рисовании и штриховке - В своих альбомах при помощи трафарета нарисуем домик. У него обязательно будет труба, из трубы будет идти дым. Мы будем уверены в том, что в этом домике тепло и уютно. Внутри нарисованного домика дети рисуют наклонные линии в направлении, указанном воспитателем. Используются элементы написания ранее изученных письменных букв. Линии должны быть одинаковой величины, наклона, на одинаковом расстоянии друг от друга.
3.Слого-звуковой анализ слов - Замечательный дом у нас получился. - Давайте определим, сколько слогов в этом слове ДОМ? (один). - Почему один? - Докажите (один гласный звук) - В этом слове 2 ориентира: слияние и примыкание. Звук [д] – согласный, твердый, так как после него слышится гласный звук [о]; звук [о] – гласный, ударный; звук [м] – согласный, твердый, непарный звонкий. - Давайте нарисуем схему этого слова. Схема будет состоять из прямоугольника (нижний треугольник – синего цвета, верхний – красного), квадратик – синего цвет Мы с вами помним, что оба звука [д] и [д'] обозначаются одной буквой д. Вот сейчас мы с вами и будем учиться писать строчную букву д.
Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:
1) она богата и разнообразна по использованным в ней лексическим и грамматическим средствам;
2) в ней точно передано содержание высказываний;
3) в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи.
Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его – задача каждого человека. Обучать правильной речи задача учителя логопеда и воспитателя.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 2000.
2. Алексеева М. М. К методике обучения звукопроизношению // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 2000. – с. 344 – 351.
3. бучение дошкольников грамоте: Спецкурс/Л. Е. Журова, И. С. Варенцова, И. В. Дурова и др. М., 1994.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984.
5. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О. С. Ушакова. – М., 2002.
6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.
Дополнительная
1. Алексеева М. М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников. – М., 1995.
2. Фельдберг А. С. Воспитание у детей правильного произношения // Обучение грамоте в детском саду / А. С. Фельдберг. – М., 1963.
3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г, С. Швайко; под ред. В. В. Гербовой. – М., 1983.
4. Эльконин Д. Б. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – с. 159 – 169.
|