Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

Конструирование на улице из природных материалов с детьми дошкольного возраста

Автор-составитель: Кобелева Ольга Александровна, воспитатель

Конструирование на улице из природных материалов с детьми дошкольного возраста представляет собой уникальную форму творческой и развивающей деятельности. Оно позволяет сочетать познание природы с активными играми, развивая различные аспекты детской личности. Природа предоставляет огромное количество материалов для творчества – ветки, шишки, листья, камни, мох и многое другое, что даёт детям возможность экспериментировать и созидать. Эта деятельность полезна как для когнитивного, так и для эмоционального, социального и физического развития детей. В статье мы подробно рассмотрим важность конструирования с природными материалами на свежем воздухе, а также дадим рекомендации по организации таких занятий для детей дошкольного возраста.

Значимость конструирования с использованием природных материалов

Использование природных материалов в образовательных и развивающих целях имеет глубокие корни в педагогической практике. Дошкольный возраст — это период, когда дети активно исследуют окружающий мир через игру и сенсорное восприятие. Конструирование с природными материалами на свежем воздухе — идеальный способ удовлетворить их любопытство и творческие потребности. Рассмотрим несколько ключевых аспектов значимости этого вида деятельности.

Развитие мелкой моторики и координации движений

Конструирование из природных материалов требует от детей активного использования рук и пальцев. Собирать мелкие камешки, складывать веточки, удерживать листья – всё это задачи, которые тренируют мелкую моторику. Улучшение моторики является основой для дальнейших навыков письма, рисования и работы с мелкими предметами. Важна также общая координация движений, ведь дети должны бегать, наклоняться, поднимать материалы, что тренирует мышцы и развивает их физически.

Развитие воображения и креативности

Природные материалы имеют необычные формы, текстуры и размеры. В отличие от стандартных игрушек, которые часто имеют конкретное назначение, элементы природы не ограничивают фантазию детей. Дошкольники могут превращать камни в горы, шишки — в животных, листья — в лодочки. Процесс создания чего-то нового из обычных вещей развивает воображение и учит находить нестандартные решения. Чем больше свободы в использовании материалов, тем активнее развивается творческое мышление.

Формирование экологического сознания

Занятия с природными материалами закладывают основы экологического воспитания. Дети начинают понимать, что все вокруг — это часть природы, которую нужно уважать и беречь. В процессе таких занятий можно рассказывать детям об экосистемах, жизни растений и животных. Они учатся взаимодействовать с природой, не причиняя ей вреда, узнают о важности сохранения лесов, рек и животных.

Эмоциональное и психическое благополучие

Взаимодействие с природой оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние детей. Природные элементы и сам контакт с землей, деревьями и водой помогают снять напряжение и стресс. Свежий воздух и физическая активность улучшают настроение и способствуют гармонизации психического состояния. Дети могут выражать свои эмоции через творчество, что положительно влияет на их эмоциональное развитие.

Социализация и работа в команде

Конструирование на улице часто является коллективной деятельностью. Дети могут объединяться в группы для выполнения более сложных заданий: строительства шалашей, создания игровых зон или целых "деревенек" из природных материалов. Совместные проекты способствуют развитию социальных навыков: умению общаться, договариваться, распределять роли. Такие занятия учат детей работать в команде и уважать чужие идеи.

Основные этапы организации конструирования на улице

Организация конструирования на улице с детьми дошкольного возраста требует продуманного подхода, который учитывает возрастные особенности, уровень развития и интересы детей. Чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально полезным для их развития, необходимо пройти несколько этапов. Каждый из них играет важную роль в создании условий для успешного выполнения задания.

Выбор темы занятия и подготовка материалов

Занятия можно организовать по заранее спланированной теме или предоставить детям полную свободу для творческих проявлений. Темы могут быть разнообразными: "Построим домик для лесных животных", "Создание лесной крепости", "Город из камней", "Парк для сказочных героев". Тема помогает направить внимание детей, но при этом важно давать им возможность вносить свои идеи и менять ход игры.

Подготовка природных материалов — это важный этап. Педагог может заранее собрать необходимые элементы или предложить детям самому участвовать в процессе сбора. Это поможет им ближе познакомиться с материалами и научиться выбирать подходящие ресурсы для своей работы.

Материалы могут быть самыми разными:

  1. Веточки и палочки разного размера для постройки конструкций.
  2. Листья различных форм для декорирования или создания "картин".
  3. Камешки, шишки, жёлуди, мох, кора и другие элементы, которые можно легко найти в лесу или на прогулке.
  4. Песок и глина могут быть использованы для лепки или создания оснований для конструкций.

Важно предложить детям разнообразие, чтобы они могли самостоятельно выбирать, какие материалы использовать и каким образом их применять.

Организация пространства и обеспечение безопасности

Занятия должны проходить в безопасной среде. Лучше всего для этого подходят парки, лесные зоны, школьные или детсадовские дворы с природными уголками. Важно проверить участок на отсутствие опасных предметов (стекло, острые предметы, ядовитые растения) и выбрать места, где дети могут свободно передвигаться и играть.

Процесс конструирования

Когда материалы собраны и место выбрано, начинается самый важный и творческий этап — собственно процесс конструирования. Важно предоставить детям свободу действий, сохраняя при этом структуру и направление занятия.

Свобода выбора и экспериментирование Дети должны иметь возможность выбирать, как и из чего они будут создавать свои конструкции. Взрослый может задать общую тему и предложить базовые идеи, но окончательные решения должны принимать сами дети. Такой подход стимулирует их творческое мышление, учит принимать самостоятельные решения и развивает чувство уверенности в своих силах.

Некоторые дети предпочитают работать в одиночку, полностью погружаясь в процесс. Другие могут объединяться в команды, создавая более масштабные проекты, такие как постройка целого "города" или "фермы". Групповая работа особенно полезна для развития социальных навыков — дети учатся сотрудничать, договариваться, распределять задачи и работать в команде.

Рефлексия и обсуждение результатов

После завершения работы полезно провести обсуждение, в ходе которого дети смогут рассказать о том, что они создали, какие идеи они использовали, с какими трудностями столкнулись. Это помогает детям осмыслить проделанную работу, научиться выражать свои мысли и делиться опытом с другими.

Влияние конструирования на всестороннее развитие ребенка

Занятия на свежем воздухе с природными материалами влияют на всестороннее развитие ребенка в различных аспектах:

  1. Когнитивное развитие. Дети учатся анализировать свойства материалов: текстуру, размер, форму, цвет. Это развивает сенсорное восприятие, учит детей классифицировать и сравнивать предметы, стимулирует познавательную активность.
  2. Эмоциональное развитие. Работа с природными материалами успокаивает и умиротворяет детей. Это также важный способ самовыражения, так как они могут через свои конструкции передать эмоции и чувства.
  3. Физическое развитие. Движение на свежем воздухе, активная работа руками, лазание по деревьям или сооружениям укрепляют мышцы, развивают общую моторику и координацию движений.
  4. Социальное развитие. Взаимодействие с другими детьми в процессе совместного конструирования помогает развивать коммуникативные навыки, учит детей сотрудничеству, разрешению конфликтов и умению договариваться.
  5. Творческое мышление. Постоянный поиск новых решений, создание уникальных конструкций и использование природных материалов для построения своих замыслов развивают у детей способность мыслить креативно и нестандартно.

Конструирование на улице из природных материалов является важным элементом образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Оно способствует их физическому, эмоциональному, социальному и когнитивному развитию. Организация таких занятий помогает детям ближе познакомиться с окружающим миром, научиться работать в команде и раскрыть свой творческий потенциал. Природа — это неисчерпаемый источник материалов для игр и развития, который при правильном использовании может стать мощным инструментом в воспитании гармонично развитой личности.


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России