РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Яковенко Н.Ю., клинический психолог, педагог-психолог высшей квалификационной категории
Появление ребенка на свет, как бы парадоксально это ни звучало, часто тревожит родителей. Родители задаются вопросами: благополучно ли развивается их ребенок? Как правильно воспитывать и понимать малыша? Как понять и учесть индивидуальные особенности ребенка?
Есть советы опытных бабушек, которые могут советовать, как правильно воспитать, а так же существуют различные книги, которые рекомендуют обратить внимание на особенности развития ребенка, и, конечно, материнская (родительская) интуиция. Однако, всего этого часто оказывается недостаточно, чтобы своевременно отследить признаки неблагополучия психического развития ребенка.
Выделяют определенные возрастные рамки показателей становления отдельных психических функций (восприятия, речи, мышления, моторики и т.д.). Все это формирует у родителей и педагогов представления о нормальном развитии. На основании зная на эти нормативные показатели, можно говорить степени благополучия как физического, так и психического развития ребенка.
Что же касается эмоционального развития, то эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка, которое также можно отследить по возрастным нормативам. Но к большому сожалению, немногие родители уделяют ему должное внимание. Зачастую родителей может насторожить лишь отсутствие в поведении ребенка ярких проявлений благополучия эмоционального развития, таких как улыбка и узнавание близких, интерес к человеческому лицу. Однако, родители не придают этому особого значения, трактуя это как особенности характера или темперамента ребенка. Сюда же многие родители относят и такие особенности ребенка как чрезмерная вспыльчивость, возбудимость, выраженная пассивность в контактах с ближайшим окружением.
Эмоции в норме регулируют многие психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление). Эмоционально устойчивый человек лучше усваивает учебную программу, имеет хорошие отношения с окружающими людьми, лучше адаптируется в обществе. У детей с ограниченными возможностями здоровья эмоции примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. Таким детям рекомендована, необходима постоянная психокоррекционная работа – развитие эмоционально-личностной сферы.
Для этого необходимо использовать современные технологии, такие как:
Сказкотерапия: активизирует и побуждает сознание ребенка, открывает новые возможности взаимодействия его с окружающим миром, является залогом эмоционально-личностного развития, раскрепощает детей, снижает страх и уровень тревожности.
Игротерапия: формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Релаксация: снимает нервное напряжение, устраняет последствия стрессовых ситуаций, укрепляет нервную систему, способствует эффективной умственной деятельности, раскрытию талантов и способностей, повышает трудоспособность и активность.
Песочная терапия: высвобождает внутреннее напряжение, гармонизирует эмоциональное состояние, способствует релаксации и снижению тревожности, способствует повышению социальной адаптации ребёнка.
Психогимнастика: способствует преодолению трудностей в общении и развитии более точного понимания себя и окружающих путём снятия психического напряжения и создания комфортной обстановки для самовыражения детей.
Арт-терапия: обеспечивает эффективное эмоциональное развитие, облегчает процесс коммуникации, развивает произвольность и способность к саморегуляции, осознанию ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний.
Таким образом, перечисленные технологии развития и коррекции эмоционально-личностной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивают социально-психологическое благополучие ребенка, эмоциональную комфортность и хорошее психологическое самочувствие в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Литература:
- Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. Издательство: М., Теревинф, 2010, с. 272
- Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма.Пер. с англ. Д. В. Ермолаева.М: Теревинф, 2006. – 216с. – (Научная серия).
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 349 с.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. — 400 с.
- Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Издательство: Владос, 2010, с. 176.
- Княжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л. Княжева. – Ярославль: Академия развития, 1997.– 208 с.
- Помощь в воспитании детей с особы эмоциональным развитие (ранний возраст). – М.: Теревинф, 2007 - 108с.
|