Подростковый экстремизм: что это такое и как с ним бороться
Подростковый возраст не зря иначе называется переходным. Это переход от детства к взрослению и к самостоятельности, это время бурного роста и перестройки организма и психики. Для многих подростков переходный возраст – время личностного кризиса, который сопровождают неустойчивое, резко меняющееся настроение, негативное мышление, отрицание общепринятых устоев, но в то же время зависимость от мнения социума, поиск смыла жизни и огромная жажда деятельности. Это сочетание и привлекает руководителей экстремистских организаций и сект, которые пытаются, иногда небезуспешно, вовлечь в свои ряды молодых людей. Чтобы понять, почему это происходит и как с этим бороться, давайте для начала дадим точное определение такому понятию, как экстремизм.
Экстреми́зм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны.
Что еще является экстремисткой деятельностью?
• Пропаганда нетерпимости (социальной, расовой, религиозной), а также нарушение прав и свобод человека по религиозным, расовым и прочим признакам.
• Пропаганда идей превосходства одних людей над другими на основании тех или иных признаков.
• Пропаганда идеологии нацизма.
• Публичное оправдание терроризма.
• Изготовление и распространение экстремистской литературы.
• Финансирование, подготовка и подстрекательство к экстремистской деятельности.
Виды экстремистской деятельности:
• религиозный экстремизм;
• политический экстремизм;
• националистический экстремизм.
Разделение экстремистских направлений весьма условно, и в «чистом» виде их встретить довольно сложно.
Молодежные экстремистские группировки часто возглавляют люди, которые используют подростков, преследуя свои сугубо личные цели (личное обогащение, получение власти и т.д.)
Факторы риска попадания в экстремистские организации и течения.
• Психологическое напряжение и стресс, дезориентирующие подростка в обществе.
• Агрессивное влияние окружающих подростка лиц:
- сверстников, разделяющих идеи экстремизма;
- авторитетных лиц и неформальных лидеров, находящихся в окружении ребенка и приверженных экстремистским взглядам.
• Особенности характера и психики подростка (психологические комплексы, агрессивность, страх потерять авторитет, внушаемость и т.д.)
• Чувство неустроенности и нереализованности. Причины развития молодежного экстремизма.
• Рост националистических и сепаратистских настроений в обществе.
• Обострение социальной напряженности среди молодежи: низкий уровень жизни, (неблагополучные семьи), либо же наоборот чрезмерно высокий («золотая» молодежь, чувствующая вседозволенность), проблемы с трудоустройством, криминализация молодежи.
• Использование интернета для распространения экстремистских настроений и материалов, легкодоступность данных материалов.
• Умелые психологические атаки на молодежь (разжигание агрессии, подмена понятий, манипулирование толпой, обманные обещания благ и т.д.)
Что делать?
Борьба с экстремизмом – это, конечно, задача государственного масштаба. Но и в рамках своей семьи вы можете сделать очень многое, чтобы ваш ребенок был надежно защищен от экстремистских деятелей.
1. Начните разговаривать об экстремизме и его проявлениях с детьми еще до того, как они вступят в подростковый возраст.
2. Проводите с детьми беседы о терпимости, об уважении людей вне зависимости от их социального уровня, вероисповедания, наличия или отсутствия физических недостатков. Поговорите об уважении закона.
3. Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, как он проводит время в школе и вне ее, о чем думает и мечтает. Знайте круг его общения.
4. Обращайте внимание на внешний вид вашего ребенка, на то, как он проводит свободное время, а также как пользуется интернетом (какие сайты посещает) и мобильным телефоном.
5. Пропагандируйте в своей семье здоровый образ жизни и позитивный досуг. Занимайте своего ребенка. Спорт – для снижения агрессии и поддержания активности, культурные мероприятия – для расширения кругозора.
6. Помогите ребенку определиться с местом в жизни, удовлетворите его потребность в самовыражении и самореализации. Дайте ему почувствовать себя нужным и вам, и обществу.
|