|
Что делать, если ребенок «сидит» в телефоне? Профилактика цифровой зависимости
Давайте признаем – современные технологии так быстро развиваются и так плотно входят в нашу повседневную жизнь, что на сегодня мы не можем представить себе работу, учебу, быт и развлечения без компьютера, приставки и мобильного телефона. И если с одной стороны гаджеты заметно упрощают нам жизнь, приносят много пользы и удобства, то с другой – их бесконтрольное использование может таить определенную опасность, особенно для подрастающего поколения.
Многие родители современных детей и подростков сталкиваются с тем, что их чада частенько «сидят» в телефоне или пропадают за игрой в компьютерные игры. И иногда случается так, что ребенок попадает в настоящую цифровую зависимость. Почему это происходит, что с этим делать и как не попасться в сети Сети - разберемся.
Как и почему возникает цифровая зависимость?
Расхожая фраза «все идет из семьи» в данном случае как никогда актуальна. Когда родители начинают беспокоиться о том, что ребенок часами пропадает в цифровом пространстве, следует задаться вопросом: «А кто его этому научил?» К сожалению, сами того не замечая, родители становятся основной причиной цифровой зависимости их детей.
- Отвлечение внимания ребенка. Занимаясь своими делами, многие родители дают своим, еще совсем маленьким, детям телефоны для игр или просмотра мультиков либо сажают их перед компьютером, чтобы те не капризничали и не отвлекали взрослых. И зачастую так повторяется снова и снова, формируя зависимое поведение. Также иногда, пытаясь накормить ребенка, одеть или заставить его выпить невкусное лекарство, чтобы предотвратить истерики, мамы вручают ребенку смартфон. Именно так возникает зависимость у детей с раннего возраста.
- Погоня за общественным одобрением. Бывает и так, что родители покупают детям дорогие смартфоны и планшеты, чтобы их чада не чувствовали себя аутсайдерами в детском коллективе, например, в школе. Однако позже родители с удивлением обнаруживают, что ребенок не обращает на окружающий мир никакого внимания, полностью погружаясь в мир цифровых развлечений.
- Страх одиночества. «Погружаясь» в телефон и Интернет, ребенок зачастую компенсирует дефицит позитивного общения с семьей и сверстниками, находя друзей по интересам в Сети.
- Проблемы и конфликты в семье. Если близкие родственники постоянно ссорятся, а обстановка дома вызывает угнетение, ребенок пытается спрятаться от окружающих его конфликтов, погрузившись в цифровую реальность.
- Психологические комплексы. Попадая в мир социальных сетей, зачастую прячась под вымышленными именем и фото, ребенок или подросток не беспокоится о том, что может кому-то не понравиться, он чувствует себя «защищенным» от осуждения.
- Влияние общества. Все подростки пользуются соцсетями. Поэтому любой ребенок, следуя трендам, заводит профиль в популярных социальных сетях, чтобы не отличаться от других, сблизиться со сверстниками, быть принятым в их круг, понравиться окружающим.
- Дефицит ярких эмоций. Если в реальной жизни у ребенка нет интересных занятий, то в виртуальном мире все гораздо проще. Достаточно просто запустить игру и с головой окунуться в яркий и эмоциональный мир.
Чем опасна цифровая зависимость?
Как и любая другая зависимость, цифровая может нести вред как физическому, так и психологическому и психическому здоровью.
Физический вред:
- нарушение сна
- ожирение
- снижение остроты зрения
Психологический вред:
- повышение уровня агрессии и невротизация
- социальная дезадаптация и растущая замкнутость. Нежелание и утрата смысла реального, а не виртуального общения
- риск «нарваться» в Сети на мошенников, на кибербуллинг, кибрегруминг и стать жертвой иных киберпреступлений, последствия от которых могут быть уже совсем не виртуальными.
Виды цифровой зависимости:
- игровая зависимость (зависимость от игр на компьютере и смартфоне)
- зависимость от социальных сетей
- зависимость от интернет-серфинга и скроллигна (бесцельного листания ленты соцсетей)
Признаки цифровой зависимости
Стоить отметить, что на данные признаки нужно обратить внимание не только в отношении детей, но также проверить себя
- 1. Вся жизнь ребенка замыкается на мобильном телефоне или планшете, компьютере. Ребенок не проявляет интерес ни к чему, кроме гаджетов. Его больше ничего не интересует, кроме виртуальной реальности.
- 2. Отсутствие гаджета или отключение интернета приводит ребенка к сильному беспокойству, панике или даже агрессии.
- 3. Ребенок постоянно тянется к телефону, проверяет уведомления и сообщения, старается поскорее закончить все дела, «чтобы от него отстали» и он смог погрузиться в цифровой мир.
- 4. У ребенка возникли проблемы с режимом дня, он плохо ест, не высыпается, постоянно в плохом настроении, если не имеет возможности посидеть в телефоне или за компьютером.
Устойчивая цифровая зависимость чаще всего появляется у подростков 12-16 лет. Именно в этот период у детей происходит формирование интересов и личностных ценностей.
Что делать НЕ нужно, если вы замечаете признаки цифровой зависимости, чтобы не усугубить ситуацию.
- Не отбирайте силой гаджеты у ребенка, не отключайте демонстративно интернет, выгоняя ребенка погулять. В таком случае дети обычно обижаются и начинают все делать назло. Вместо этого постарайтесь понять, почему у ребенка возник такой нездоровый интерес.
- Заострять внимание на вреде для здоровья чаще всего неэффективно. Обычно дети и подростки «отмахиваются» от нравоучений и не считают вред для здоровья весомым аргументом.
- Не навешивайте на ребенка ярлык, называя его зависимым и тем более больным. Скорее всего, вы добьетесь обратного эффекта, и подросток еще больше замкнется в себе.
- Не ждите, что проблема решится сама собой. Если вы заметили признаки цифровой зависимости, проблему нужно решать и ни в коем случае не пускать ее на самотек. Цифровая зависимость, как любая другая, если ее запустить, имеет тенденцию к усугублению.
А что делать можно и нужно, чтобы справиться с зависимостью?
- Начните с себя. Проанализируйте, а как вы проводите свободное время, часто ли вы сами «зависаете» в телефоне и компьютере, отключаюсь от внешнего мира?
- Проанализируйте причины зависимого поведения у ребенка и постарайтесь резрешить их. Если сделать это на первый взгляд трудно, обратитесь к специалисту (сначала самостоятельно, без ребенка).
- Установите для ребенка здравые границы использования гаджетов, к примеру, не сидеть в телефоне минимум за час-полтора до сна, не использовать телефон во время еды, не использовать одновременно несколько гаджетов. Помните: будет честно, если вы и сами будете придерживаться этих правил.
- Сделайте смартфон полезным. Вместо того чтобы отбирать телефон, установите интересные обучающие приложения, подпишите ребенка на интересные и полезные каналы.
- Выделите ребенку свободное время для гаджетов. Если ребенок сделал уроки, сходил на дополнительные занятия или выполнил домашние обязанности, разрешите ему пользоваться телефоном или компьютером определенное количество времени.
- Устраивайте дни без телефонов. Соберитесь всей семьей в выходной и сходите за покупками, в кино, на прогулку, займитесь спортом. Родители должны показать ребенку на своем примере, насколько интересной и насыщенной может быть жизнь без гаджетов.
- Ограничьте push-уведомления в телефоне ребенка, оставив только важные. Видя какое-то сообщение на экране, ребенок всегда будет пытаться заглянуть в телефон. После отключения уведомлений такое желание появляется значительно реже.
- Найдите альтернативу гаджетам. Это могут настольные игры, книги, наборы для творчества, различные конструкторы и т.д.- главное, найти то, что будет интересно ребенку.
|