«Там, где кончаются знания – начинается жестокость»
(Что делать, если ваш ребенок подвергся травле?)
Травля, или буллинг — одна из наиболее актуальных и распространенных проблем в детских и подростковых коллективах, которая грозит множеством серьезных проблем: увеличивает риск суицидов среди подростков, приводит к различным тревожным и депрессивным расстройствам и распространению и усилению агрессии и насилия в детской среде, снижению успеваемости и т.д.
Травля (буллинг) – это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или его части), отличающийся систематичностью и регулярностью.
Иногда взрослые (родители и педагоги) могут пропустить начинающуюся травлю и даже самые явные признаки оставляют без внимания. Существуют основные признаки буллинга, которые не позволят спутать его с другим видом агрессивного поведения и помогут его распознать. К ним относятся: намеренность, повторяемость и неравенство сил (дисбаланс власти в отношениях участников).
Что следует делать, если ваш ребенок подвергся травле в школе?
• Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать понять, что вы на его стороне, и приложить максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей. Важно показать, что вы услышали ребенка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет. Разумеется, может потребоваться больше настойчивости и деликатности – иногда нужно провести не одну беседу с ребенком, особенно если он находится в серьезной опасности.
• Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Ваша тревога только усугубит травму ребенка, а эмоции не позволят установить доверительный контакт для преодоления травли.
• Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации. Прислушиваясь к ребенку, мы сообщаем ему о нашем признании, теплоте и заботе о нем, а это также жизненно важно для укрепления чувства собственного достоинства ребенка-жертвы и повышения его самооценки. Ни в коем случае не критиковать и не обвинять ребенка в сложившейся ситуации. Важно донести до него мысль, что на месте «жертвы» может оказаться каждый.
• Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон, который является общим для всех моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом. Это является показателем неадекватного восприятия себя и окружающего мира. Иногда психологи называют это доминантным поведением, т.е. желанием получить власть над другими людьми.
• Обучить навыкам преодоления трудностей. Стоит объяснить ребенку, что агрессор тем сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва. Буллинг — игра во власть, в которой побеждает тот, кто не расстраивается и не злится. Наоборот, юмор, молчание или уверенный ответ, то есть неагрессивная защита себя, могут предотвратить дальнейшую атаку. Тогда агрессору перестанет нравиться игра, и, не получив желаемого, он отступит. По сути, родитель здесь выступает в роли «тренера» для своего ребенка.
• Помочь ребенку быть устойчивым к травле. Развивайте у ребенка навыки общения, дружбы. Чем деятельность и среда разнообразнее, тем больше опыта взаимодействия с разными людьми ребенок получает.
• Обратиться за помощью к психологу. Иногда ситуация травли оказывается морально и эмоционально сложной не только для ребенка, но и для родителя, поэтому не стоит пренебрегать помощью специалиста.
• Если травля не прекращается, при посредничестве учителя нужно связаться с родителями обидчика и поговорить с ними. Вам нужно донести до обидчика и его родителей простую мысль: если травля не прекратится, вы вынуждены будете поднять этот вопрос на встрече с администрацией или правоохранительными органами и придать проблеме гласность.
• Интересоваться об изменении ситуации в школе у учителя не реже раза в неделю (на первых порах можно чаще). У ребенка можно спрашивать ежедневно о том, как прошел день в школе: происходило ли что-то неприятное? Что хорошего произошло? Комфортно ли ему было сегодня? Поддерживайте ребенка и проявляйте свою заинтересованность к динамике изменений разрешения конфликта и в целом к школьной жизни.
|