Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

Арт-терапия как средство адаптации детей дошкольного возраста к условиям социально-реабилитационного центра

Составитель: учитель-дефектолог Желтикова Ольга Ярославовна

Проблема адаптации детей дошкольного возраста к условиям социально-реабилитационного центра является крайне важным вопросом для изучения в современном обществе. Как правило, дети испытывают достаточно сильный стресс, когда попадают в новые для них условия проживания. Это состояние может затянуться на длительный срок, мешая благоприятному периоду адаптации. В этом случае нам необходимо найти методы и способы для положительного психологического воздействия на физическое и душевное состояние малышей. На мой взгляд, адаптация детей дошкольного возраста может пройти наиболее успешно, если мы будем использовать творческий подход в работе и тем самым сможем раскрыть индивидуальные особенности личности каждого ребенка.

Одним из наиболее востребованных и продуктивных методов психологической помощи является арт-терапия (дословно - «лечение искусством»). Арт-терапия – это форма психотерапии, которая помогает людям выражать свои эмоции, решать психологические проблемы посредством использования художественных материалов и творческого процесса.

Основная цель арт-терапии состоит в гармоничном развитии личности через процессы самовыражения и самопознания в творческой деятельности. Вот лишь некоторые задачи, которые решает арт-терапия при работе с дошкольниками:

1. Помочь ребенку успокоиться и расслабиться;

2. Облегчить процесс реабилитации;

3. Вызвать яркие эмоции;

4. Дать выход агрессии и негативу,

5. Своевременно выявить психологические проблемы;

6. Развить творческие способности;

7. Овладеть новыми знаниями и навыками.

Уже доказано, что арт-терапия обладает целительным эффектом и в то же время является одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых педагогами. Данная методика позволяет снять напряжение, устранить различные страхи и тем самым улучшить психоэмоциональное состояние ребенка. Также мы имеем возможность диагностировать состояние воспитанника непосредственно во время работы. Арт-терапия для детей не сосредоточена на результате. На первое место ставится сам процесс творчества, в котором малыш выражает свои чувства. Тот факт, что результат не будет оцениваться, помогает ребенку избавиться от страха сделать что-то неправильно. В процессе реализации своей творческой идеи у ребенка появляется уверенность в своих силах. В момент творчества педагог обязательно ведет обсуждение с воспитанником его ощущений и чувств в данный момент и сразу после окончания.

Хотелось бы рассмотреть подробнее виды арт-терапии, которые целесообразно использовать в период адаптации дошкольников к условиям реабилитационного центра:

1. Сказкотерапия - это метод арт-терапии, который включает в себя постановку сказок, совместное прочтение и обсуждение самой сказки, знакомство со сказочными персонажами;

2. Изотерапия – это метод арт-терапии, в котором происходит лечение изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Дети, имеющие нарушения в развитии, зачастую не способны выразить свои чувства словами. Детские рисунки не оцениваются педагогом. Это лишь повод  для нашего внимания к личности ребенка. Именно в этом и состоит ценность данной методики. Она включает в себя рисование пальчиками, ладошками,  восковыми мелками, акварелью, ватными палочками, песком и другими материалами.  

3. Песочная терапия  -  метод арт-терапии, корректирующий поведение и эмоциональное состояние ребенка. Для ее проведения понадобится мелкий, очищенный песок и небольшие фигурки. Методика включает в себя конструирование из песка, рисование песком и на песке, экспериментирование, создание картин на песке.

4. Игротерапия -  это метод арт-терапии, который оказывает лечебное воздействие на психику ребенка посредством различных игр и игровых технологий. Так как все дети очень любят играть, этот метод является особо эффективным при проявлениях различных фобий, замкнутом поведении, проявлении тревоги и агрессии.

5. Куклотерапия - это метод арт-терапии, в котором используют такие куклы, как куклы-марионетки, куклы на палочке, пальчиковые, плоскостные, теневые, верёвочные, куклы-гармошки, перчаточные, куклы-костюмы и т.д.  Особенно полезно играть с ребенком перчаточными куклами - бибабо. Они помогают раскрепостить ребенка, снять зажатость и  нервное напряжение. Такая кукла, находясь на руке взрослого, помогает ребенку начать разговор, привлекает к себе его внимание, побуждает к активным речевым действиям. Если ребенок затрудняется произнести фразу, то кукла-бибабо, сделает это вместе с ним.

6. Библиотерапия — это метод арт-терапии , который особенно необходим при работе с детьми дошкольного возраста. Он включает в себя следующие компоненты:

  • совместное чтение произведения;
  • повторное чтение отдельных наиболее значимых отрывков;
  • обсуждение прочитанного материала;
  • игры-беседы с персонажами сказок;
  • игры-драматизации по сюжету сказки;
  • творческий кукольный спектакль;
  • использование музыки, движений тела, приемов релаксации.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть тот факт, что когда ребенок взаимодействует с искусством в различных его проявлениях, он избавляется от психического напряжения, стресса, тревоги, обиды, учится быть сосредоточенным, коммуникабельным, и тем самым наиболее безболезненно адаптироваться к новым условиям.

Для определения успешности прохождения адаптационного периода оцениваются такие критерии, как общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с детьми, реакция на изменение привычной ситуации.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что арт-терапия для дошкольников - это современный метод положительного влияния на детскую психику, целью которого является снятие негативных эмоциональных состояний и развитие восприятия, интеллекта, воображения и речи.

Опираясь на разнообразное художественное творчество, данная методика создает наиболее благоприятные условия для успешной адаптации дошкольников к условиям социально-реабилитационного центра.
 


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России