Арт-терапия как средство адаптации детей дошкольного возраста к условиям социально-реабилитационного центра
Составитель: учитель-дефектолог Желтикова Ольга Ярославовна
Проблема адаптации детей дошкольного возраста к условиям социально-реабилитационного центра является крайне важным вопросом для изучения в современном обществе. Как правило, дети испытывают достаточно сильный стресс, когда попадают в новые для них условия проживания. Это состояние может затянуться на длительный срок, мешая благоприятному периоду адаптации. В этом случае нам необходимо найти методы и способы для положительного психологического воздействия на физическое и душевное состояние малышей. На мой взгляд, адаптация детей дошкольного возраста может пройти наиболее успешно, если мы будем использовать творческий подход в работе и тем самым сможем раскрыть индивидуальные особенности личности каждого ребенка.
Одним из наиболее востребованных и продуктивных методов психологической помощи является арт-терапия (дословно - «лечение искусством»). Арт-терапия – это форма психотерапии, которая помогает людям выражать свои эмоции, решать психологические проблемы посредством использования художественных материалов и творческого процесса.
Основная цель арт-терапии состоит в гармоничном развитии личности через процессы самовыражения и самопознания в творческой деятельности. Вот лишь некоторые задачи, которые решает арт-терапия при работе с дошкольниками:
1. Помочь ребенку успокоиться и расслабиться;
2. Облегчить процесс реабилитации;
3. Вызвать яркие эмоции;
4. Дать выход агрессии и негативу,
5. Своевременно выявить психологические проблемы;
6. Развить творческие способности;
7. Овладеть новыми знаниями и навыками.
Уже доказано, что арт-терапия обладает целительным эффектом и в то же время является одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых педагогами. Данная методика позволяет снять напряжение, устранить различные страхи и тем самым улучшить психоэмоциональное состояние ребенка. Также мы имеем возможность диагностировать состояние воспитанника непосредственно во время работы. Арт-терапия для детей не сосредоточена на результате. На первое место ставится сам процесс творчества, в котором малыш выражает свои чувства. Тот факт, что результат не будет оцениваться, помогает ребенку избавиться от страха сделать что-то неправильно. В процессе реализации своей творческой идеи у ребенка появляется уверенность в своих силах. В момент творчества педагог обязательно ведет обсуждение с воспитанником его ощущений и чувств в данный момент и сразу после окончания.
Хотелось бы рассмотреть подробнее виды арт-терапии, которые целесообразно использовать в период адаптации дошкольников к условиям реабилитационного центра:
1. Сказкотерапия - это метод арт-терапии, который включает в себя постановку сказок, совместное прочтение и обсуждение самой сказки, знакомство со сказочными персонажами;
2. Изотерапия – это метод арт-терапии, в котором происходит лечение изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Дети, имеющие нарушения в развитии, зачастую не способны выразить свои чувства словами. Детские рисунки не оцениваются педагогом. Это лишь повод для нашего внимания к личности ребенка. Именно в этом и состоит ценность данной методики. Она включает в себя рисование пальчиками, ладошками, восковыми мелками, акварелью, ватными палочками, песком и другими материалами.
3. Песочная терапия - метод арт-терапии, корректирующий поведение и эмоциональное состояние ребенка. Для ее проведения понадобится мелкий, очищенный песок и небольшие фигурки. Методика включает в себя конструирование из песка, рисование песком и на песке, экспериментирование, создание картин на песке.
4. Игротерапия - это метод арт-терапии, который оказывает лечебное воздействие на психику ребенка посредством различных игр и игровых технологий. Так как все дети очень любят играть, этот метод является особо эффективным при проявлениях различных фобий, замкнутом поведении, проявлении тревоги и агрессии.
5. Куклотерапия - это метод арт-терапии, в котором используют такие куклы, как куклы-марионетки, куклы на палочке, пальчиковые, плоскостные, теневые, верёвочные, куклы-гармошки, перчаточные, куклы-костюмы и т.д. Особенно полезно играть с ребенком перчаточными куклами - бибабо. Они помогают раскрепостить ребенка, снять зажатость и нервное напряжение. Такая кукла, находясь на руке взрослого, помогает ребенку начать разговор, привлекает к себе его внимание, побуждает к активным речевым действиям. Если ребенок затрудняется произнести фразу, то кукла-бибабо, сделает это вместе с ним.
6. Библиотерапия — это метод арт-терапии , который особенно необходим при работе с детьми дошкольного возраста. Он включает в себя следующие компоненты:
- совместное чтение произведения;
- повторное чтение отдельных наиболее значимых отрывков;
- обсуждение прочитанного материала;
- игры-беседы с персонажами сказок;
- игры-драматизации по сюжету сказки;
- творческий кукольный спектакль;
- использование музыки, движений тела, приемов релаксации.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть тот факт, что когда ребенок взаимодействует с искусством в различных его проявлениях, он избавляется от психического напряжения, стресса, тревоги, обиды, учится быть сосредоточенным, коммуникабельным, и тем самым наиболее безболезненно адаптироваться к новым условиям.
Для определения успешности прохождения адаптационного периода оцениваются такие критерии, как общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с детьми, реакция на изменение привычной ситуации.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что арт-терапия для дошкольников - это современный метод положительного влияния на детскую психику, целью которого является снятие негативных эмоциональных состояний и развитие восприятия, интеллекта, воображения и речи.
Опираясь на разнообразное художественное творчество, данная методика создает наиболее благоприятные условия для успешной адаптации дошкольников к условиям социально-реабилитационного центра.
|