Детская тревожностьСоставитель: педагог-психолог
Лариса Васильевна Лагуткина
В наше стремительно развивающее время уже никого не удивишь словами «тревожность», «страх», «риск», «опасность». Мы давно привыкли жить в условиях постоянных тяжелых нагрузок и хронического стресса. Но ничего не проходит бесследно—уже после 30 лет, а то и раньше многие из нас с вами зарабатывают синдром хронической усталости, снижение иммунитета, получают целый багаж нервно-психических заболеваний.
«А как же дети?» - спросите Вы. Дети не остаются в стороне, они являются самым слабым звеном. По данным статистики, за последние 20 лет не только в России, но и во всем мире на 25—30 % возросло количество агрессивных, гиперактивных, аутичных и тревожных детей.
Тревожность—это не тревога
Если верить филологам, слово «тревожный» появилось в словарях русского языка с 1771 года и означало состояние человека в результате трижды повторенного сигнала об опасности. Как психологическую проблему наличие повышенной тревожности, в первую очередь у детей, стали выделять во второй половине XX века. Следует отличать тревогу от тревожности. Тревога—это совершенно нормальное и естественное периодическое состояние беспокойства. Например, ребенок волнуется перед выступлением на утреннике в детском саду или, или разбив во время игры вазу, переживает, что скажет мама. Если состояние тревоги становится постоянным и начинает прослеживаться во всех видах деятельности: играх, прогулках, общении с родителями, - это уже проявление тревожности.
Каждому ребенку в раннем возрасте присущи различные страхи: от 1 года до 3 лет преобладает боязнь темноты и страх одиночества; с 3 до 5 лет к ним пребавляется страх неожиданных звуков, боли и замкнутого простраства; с 5 до 7 лет—страх смерти и наказания. В ситуации, когда у ребенка формируется много страхов, как реальных, так и выдуманных, также можно говорить о наличии тревожности.
Что касается причин возникновения тревожности, большинство ученых считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте возрасте—это в основном нарушение детско-родительских отношений. Девочки больше волнуются по поводу сохранения взаимоотношений с родителями, например—во время развода, а мальчиков в большей степени беспокоит насилие и наказание за какой-нибудь проступок.
Как установили психологи, через 1,5—2 месяца после начала первого учебного года у новоиспеченных школьников резко повышается уровень тревожности. В связи с этим им необходим 7—10-дневный отдых и щадящий режим.
Как выявить тревожность ребенка
Наличие повышенной тревожности у ребенка со временем может стать причиной неврозов и сильных психических расстройств. Поэтому очень важно как можно раньше определить характер чрезмерного беспокойства малыша и постараться помочь ему.
Тревожного ребенка можно легко выявить по некоторым элементам поведения.такие дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, боятся новых знакомств, держаться особняком. В их взгляде прослеживается неуверенность в себе. При беседе они очень самокритичны, думают, что намного хуже других. В своих поступках постоянно ищут поощрения и одобрения взрослых. Тревожные дети часто жалуются на боли в животе, головокружение, спазмы в горле. Подобные симптомы в дальнейшем могут перерасти в серьезные психосоматические болезни.
Признаки тревожности
- Ребенок не может долго работать, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий испытывает напряжение и скованность.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- Часто бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Засыпает с трудом и беспокойно спит.
- Пуглив, многое вызывает страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается по пустякам.
- Часто не может сдержать слезы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Напротив каждого признака поставьте знак «плюс» в случае согласия и знак «минус», если Вы не согласны. Суммируйте количество положительных ответов, чтобы получить общий балл тревожности.
15—20 баллов—высокая тревожность;
7—15 баллов—средняя тревожность;
1—6 баллов—низкая тревожность.
Что делать?
Взаимодействие с тревожными детьми должно быть направлено в первую очередь на повышение самооценки и снятия мышечного напряжения у ребенка.
Во время проведения игр или общения родителям надо стараться избегать критики ребенка, всегда обращаться к нему по имени и не предъявлять завышенных требование. Необходимо ограничить наказания и обращаться к ним только в крайних случаях. Взрослым особенно важно постоянно демонстрировать своим примером образцы уверенного поведения в повседневной жизни. Ниже приведены примеры игр, направленных на уменьшение беспокойства и расслабление детей 4—8 лет, время выполнения от 3 до 5 минут. Игры могут проводиться как с одним ребенком, так и с группой четырех—пяти человек в домашних условиях или в детском саду.
«Смена ритмов»
Цель: помочь ребенку включиться в общий ритм работы.
Для привлечения внимания Вы начинаете хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам считать6 раз, два, три, четыре… дети должны начать повторять ваши действия. Постепенно хлопаете все реже, считаете все тише и медленнее.
Шалтай -Болтай»
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
Предложите ребятам поставить маленький спектакль, который называется «Шалтай-Болтай» и начинайте читать стихотворение С. Маршака:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Участники должны поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются. На слова «свалился во сне» - тело резко наклоняют вниз.
«Зайки и слоники»
Цель: уменьшить беспокойство и способствовать повышению самооценки.
Ведущий говорит детям: «Сначала мы будем с Вами зайчиками-трусишками. Покажите, как они дрожат, когда чувствую опасность. А что делают зайки, когда видят злого волка или лису? Поджимают уши, сжимаются, хвостик и лапки трясутся». Ребята обыгрывают ситуацию несколько минут. Ведущий продолжает6 «А теперь мы с Вами будем изображать большого , сильного и смелого слона. Что делаю слоны, когда видят тигра?» дети изображают бесстрашного слона.
Если Вам не удалось уменьшить тревожность ребенка—он продолжает беспокоиться по любому поводу, замыкается в себе или, наоборот, становится чрезмерно раздражительным, - лучше всего обратиться за квалифицированной помощью к психологу. Хочется еще раз подчеркнуть, что обязательным условием гармоничного физического и психического развития ребенка всегда было и будет наличие крепкой и здоровой семьи.
|