Я сам!
автор: клинический психолог Янбаева Светлана Владимировна
Один малыш в три года долго и мучительно одевается на улицу, другой в десять гуляет столько, сколько захочет и там, где ему нравится. Что из этого детская самостоятельность, а что родительское попустительство? Давайте попробуем разобраться.
В наше время самостоятельность считается одним из важнейших качеств современного человека – причем самостоятельность в данном случае подразумевается в широком смысле: умение решать свои проблемы (включая бытовые), не взваливая их на чужие плечи, способность принимать решения самому, не перекладывая ответственность на друзей и родных.
Безусловно, самостоятельность — это ценное качество. Однако по наследству, как цвет глаз, они не передаются и с неба не падают. Следовательно, самостоятельность надо воспитывать. Но как?
Разные родители подходят к воспитанию самостоятельности по-разному. Некоторые дают довольно много свободы. Это означает не родительское попустительство, а доверие и уважение к ребенку. Тем самым они как-бы говорят: «Я тебе доверяю и знаю, что ты справишься сам». Однако, при таком подходе не мало важно в какой среде растет и развивается Ваш ребенок. Если родители уже с рождения воспринимают ребенка как личность, советуются с ним, уважают его мнение, его увлечения, с удовольствием их разделяют, поддерживают во всем, тогда у ребенка гораздо больше шансов стать по настоящему самостоятельным. Но и при этом, самом, казалось бы, оптимальном подходе к воспитанию самостоятельности не все так просто. Общаясь с ребенком на равных и культивируя равенство, не взирая на возраст, можно добиться такого эффекта: Ваш малыш начнет Вами командовать, «строить» бабушек и дедушек, начнет хамить учителям и в грош никого не ставить. Для детей важно, чтобы родители были умнее их, сильнее, мудрее.
Другие родители принимают слишком активное участие в жизни ребенка, контролируют все и везде, выбирают за ребенка заниматься ему танцами или футболом, собирать ему марки или разводить кактусы. Такие родители не могут спокойно смотреть как их ребенок «пыхтит» над простейшим пазлом, они стараются помочь, подсказать, направить, даже когда ребенок не просит о помощи. В таких случаях можно долго ожидать, когда Ваш сын или дочь обретет самостоятельность.
Но есть еще и другой подход, когда воспитание становится уж слишком отстраненно-созерцательным. Такие родители считают, что жизнь сама научит ребенка быть самостоятельным, поэтому спокойно наблюдают, когда ребенок лижет сосульку или пытается залезть на высокое дерево. С одной стороны, данный способ учит ребенка принимать ответственность за свои поступки, с другой стороны малышу-дошкольнику трудно научиться «брать на себя ответственность за все свои поступки» – и воля у него еще не развита, и способность предвидеть последствия своих действий тоже формируется постепенно, а не дается с рождения. При таком подходе больше вероятности, что ребенок покалечится или рискует даже просто погибнуть.
Вот некоторые рекомендации по формированию детской самостоятельности:
1. Не торопите малышей в самостоятельных действиях, наберитесь терпения и подождите, пока ребёнок сам попросит Вас о помощи;
2. Мягко и в доступной форме устанавливайте для ребёнка границы «хорошего» и «плохого», рассказывайте о правилах;
3. С раннего возраста давайте ребёнку возможность выбора, планирования режима дня;
4. Научите ребёнка составлять план – это придаст ему независимости;
5. Одобряйте самостоятельные поступки ребенка, его достижения, они не должны остаться незамеченными;
6. Приучайте малыша к возможности самостоятельно кушать, ходить в туалет, чистить зубки и т.д.;
7. Обучайте ребёнка возможности играть самому (в этом Вам помогут развивающие игрушки);
8. Научите ребёнка знакомиться с другими детьми на прогулке, детских площадках;
9. Привлекайте Вашего малыша к домашним делам и не отказывайтесь, если он сам предлагает помощь;
10. Спокойно относитесь если у Вашего сына или дочери что-то не получается, объясняйте им, что не всегда все получается с первого раза;
11. Не допускайте гиперопеки малыша;
12. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, общайтесь с ребёнком как с личностью, уделяя внимание его личным эмоциям, переживаниям, жизненным событиям; позволяйте ребёнку выражать собственное мнение (особенно подросткам);
13. Приветствуйте самостоятельное урегулирование конфликтов в общении с другими детьми;
14. Ведите сексуальное воспитание во избежание неверно проявленной самостоятельности в этом вопросе;
15. Подбадривайте, давайте ощущение защищенности ребёнка в любой ситуации
16. Не позволяйте себе ущемлять самостоятельность уже «взрослых детей»;
17. Создайте насыщенную культурную среду и дайте ребенку жить в ней;
18. Будьте достойным примером своим детям;
19. Оставляйте возможность побыть в одиночестве;
20. Исключите тотальный контроль.
Позвольте своему ребенку идти его собственным путем - в этом и есть мудрость родителя
|