Школьные конфликты
автор: клинический психолог Янбаева Светлана Владимировна
В последнее время среди школьников значительно вырос уровень агрессивности. Все чаще возникают конфликты между одноклассниками в школах, во дворах. В связи с этим у родителей возникает вопрос:
Вмешиваться в конфликт детей или нет?
Конечно, имеет значение, как сильно обижают вашего ребенка. В школах и детских садах бывают так называемые дети – булли. Они находят жертву и систематически мучают ее, унижая физически и морально. Вмешательство взрослых тут необходимо. Если ребенок приходит и говорит, что его собираются избить, конечно, нужно вмешаться. Проблема заключается в том, что мы не учим своих детей правильно разрешать конфликты. Некоторые родители учат своих детей давать сдачу. Я бы поставила такой совет под сомнение, особенно если ваш ребенок физически развит плохо. Никогда не учите давать сдачи ребенка до 5-6 лет. Во-первых, это обучает мести, во-вторых он не в состоянии защититься даже от сверстников. В-третьих, это приводит к агрессивности характера, потому, что ребенок не может отличить нападение от защиты в этом возрасте, для него это просто способ взаимодействия. До 5 -6 лет, пока формируется характер ребенка, нельзя поддерживать драку между детьми и говорить, что они сами разберутся.
Как всем известно - дети учатся на подражании, наблюдая за родителями, за героями фильмов и компьютерных игр. Не надо удивляться тому, что ребенок не учится или не умеет сопереживать, если он часами сидит за компьютером и играет в игрушки с повышенным уровнем жестокости.
Предлагаю несколько советов, которые помогут Вашему ребенку избежать ненужных конфликтов.
- любите своих детей. Ведь ребенку, которого любят, который в себе уверен, незачем ненавидеть других детей, которых возможно мама с папой в детстве не долюбили;
- обучайте детей, что ничего страшного нет в том, чтобы рассказать учителю или родителям, если в школе к нему кто-то пристает или угрожает. Объясняйте детям, что это не ябедничество, а что это реально может угрожать жизни;
- обучайте детей, что при необходимости не стыдно и убежать, если тебя подкараулили возле школы несколько человек, даже если ваш ребенок ходит в секцию каратэ;
- можно найти своему ребенку наставника. Например, если ваш сын учится во 2 классе и его донимает мальчик из 3 класса, можно подойти к какому-нибудь отличнику-спортсмену из 7 класса и попросить о помощи, рассказав ему ситуацию. Обычно подростки с удовольствием берутся за такие поручения и будут присматривать за вашим ребенком на переменах;
- самое главное не учите его агрессии, ввязываться в драку с кулаками и отстаивать свою честь и достоинство до последней капли крови;
Большинство ситуаций в школе, которые доходят до драки, возникают именно из-за того, что дети не умеют договариваться. Достаточно заучить с ребенком 3-4 фразы, которые помогут ему научиться договариваться.
- Научите ребенка говорить о том, что он чувствует без оскорблений;
- Пусть предложит драчуну решить эту проблему без кулаков. Само приглашение к сотрудничеству, может переключить агрессию на сотрудничество. Надо сказать: «Зачем мы тут с тобой спорим, давай сядем и поговорим, найдем варианты, чтобы и тебе и мне было хорошо». Порой уже этой фразы достаточно, чтобы исчерпать конфликт. Эти фразы нужно довести до автоматизма в семье. Можно обыграть разные ситуации при помощи членов семьи, либо на куклах или других игрушках.
Часто проблемы возникают у робких, застенчивых детей, не секрет, что таких детей не любят.
- всего за три шага жизнь вашего ребенка может измениться. Надо всего лишь подойти, улыбнуться, протянуть руку и сказать: «Меня зовут Саша»;
- учите детей слушать других детей. Например, всего лишь один такой вопрос: «А как тебе удалось добиться успехов в математике?» и сразу у вашего ребенка появиться еще один друг;
- учите делать комплименты, только искренние, по делу. Например: «Как ты сегодня хорошо прочитал стихотворение с выражением»;
- учите поддерживать других детей. Если ваш ребенок увидел кого-то плачущим, можно подойти и спросить что случилось и предложить свою помощь.
И в завершении хотелось бы посоветовать, что все-таки вмешиваться в конфликты детей нужно только в крайнем случае. Это естественный процесс выяснения отношений и позиций в детской среде. В ней, как и во всякой социальной группе, устанавливается иерархия: кто-то становится лидером, кто-то середнячок, а кто-то подчиненный. Каждый ребенок ищет и находит свое место, и через это получает важный социальный опыт.
|