Развитие у старших дошкольников умения передавать эмоциональное состояние в процессе рисования
автор: Суслина Любовь Станиславовна
В последнее время проблема развития умения дошкольников передавать эмоциональное состояние в процессе рисования всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.
Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциональными состояниями складывается на протяжении всего дошкольного детства.
Эмоциональные состояния проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Проблема развития умения у детей об эмоциональных состояниях исследовалась многими психологами и педагогами (Л. С Выготский, В.В. Зеньковский, А.Б. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Я. З. Неверович, В. Т. Кудрявцев, Л. П. Стрелкова и др.). Многочисленные научные работы известных учёных и психологов П.В. Симонова, Е. И. Изотова, Е. И. Никифорова, Л. И. Божович и других, посвящённые проблеме эмоционального развития подчёркивают, что в современной общей психологии проблема развития умения у дошкольников передавать эмоциональные состояния разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания, это объясняется её сложностью и принципиальном отличии психологии эмоциональных состояний от других психологических проблем.
Это пробуждает обратиться к рассмотрению вопроса возникновения и развития эмоциональных состояний на ранних этапах развития человека, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу. Работу по развитию умения передавать эмоциональные состояния необходимо начинать с детства. Этому способствует организация учебно-воспитательной работы по эмоциональному развитию. Деятельность детей дошкольного возраста характеризуется отсутствием регламентированного результата, что в значительной мере способствует активному проявлению фантазии, творчества. Придание деятельности творческого характера имеет первостепенное значение для решения воспитательных задач, в том числе и для развития умения передавать эмоциональные состояния у дошкольников.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по развитию умения передавать эмоциональные состояния у детей. Ребёнок – дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремиться к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоциональных состояний от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки.
Проблема развития умения передавать эмоциональные состояния у детей является одной из активно разработанных проблем в теории и практике образования. Актуальность проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе демократических ценностей и норм.
В дошкольном возрасте ребёнок усваивает «язык чувств» - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонация голоса и тому подобное. С другой стороны ребёнок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребёнок в отличие от двухлетнего уже может не только показывать страх или слёзы, не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, объединять их в культурно приятную форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.
В дошкольной педагогике разработан достаточный теоретический материал и практический опыт по коррекции умения у дошкольников передавать эмоциональные состояния, как в процессе учебной деятельности, так и вне (Изард К., Чистякова М. И,Урунтаева Г. А.).
Рисование – естественная и органичная потребность ребенка, как и игра. Дети рисуют много и охотно, часто не побуждаемые никем из взрослых. Ребенок рисует все, что вызывает его искренний интерес, удивление или восхищение. Но это не просто стремление выразить свои чувства или поделиться впечатлениями с теми, кто увидит рисунок. Рисуя, как и играя, ребенок не только отражает мир, но и познает его.
Основная цель обучения рисованию в дошкольном возрасте – научить детей изображению предметов и явлений как средством образного отражения жизненных впечатлений.
Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.
Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того, чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выражать эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинять движение руки задаче изображения.
Необходимость обучения рисованию, и в частности техническим навыкам, подчеркивается и современной психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого. В работе Лыковой И.А. подчеркивается необходимость обучения детей изображать людей в разных позах и состояниях.
Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений включая и человека, если не владеют графическими навыками. Не могут передавать эмоциональные состояния людей, сказочных персонажей и так далее.
Развитие умения передавать эмоциональные состояния – это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу любой деятельности дошкольника. Всё вышесказанное даёт предпосылки к рассмотрению теоретических положений по развитию умения у детей дошкольного возраста передавать эмоциональные состояния, уточнению технологических подходов к развитию данного умения в процессе рисования.
|