Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

Развитие у старших дошкольников умения передавать эмоциональное состояние в процессе рисования

автор: Суслина Любовь Станиславовна

 

В последнее время проблема развития умения дошкольников передавать эмоциональное состояние в процессе рисования всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.

Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциональными состояниями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

Эмоциональные состояния проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Проблема развития умения у детей об эмоциональных состояниях исследовалась многими психологами и педагогами (Л. С Выготский, В.В. Зеньковский, А.Б. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Я. З. Неверович, В. Т. Кудрявцев, Л. П. Стрелкова и др.). Многочисленные научные работы известных учёных и психологов П.В. Симонова, Е. И. Изотова, Е. И. Никифорова, Л. И. Божович и других, посвящённые проблеме эмоционального развития подчёркивают, что в современной общей психологии проблема развития умения у дошкольников передавать эмоциональные состояния разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания, это объясняется её сложностью и принципиальном отличии психологии эмоциональных состояний от других психологических проблем.

Это пробуждает обратиться к рассмотрению вопроса возникновения и развития эмоциональных состояний на ранних этапах развития человека, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу. Работу по развитию умения передавать эмоциональные состояния необходимо начинать с детства. Этому способствует организация учебно-воспитательной работы по эмоциональному развитию. Деятельность детей дошкольного возраста характеризуется отсутствием регламентированного результата, что в значительной мере способствует активному проявлению фантазии, творчества. Придание деятельности творческого характера имеет первостепенное значение для решения воспитательных задач, в том числе и для развития умения передавать эмоциональные состояния у дошкольников.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по развитию умения передавать эмоциональные состояния у детей. Ребёнок – дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремиться к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоциональных состояний от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки.

Проблема развития умения передавать эмоциональные состояния у детей является одной из активно разработанных проблем в теории и практике образования. Актуальность проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе демократических ценностей и норм.

В дошкольном возрасте ребёнок усваивает «язык чувств» - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонация голоса и тому подобное. С другой стороны ребёнок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребёнок в отличие от двухлетнего уже может не только показывать страх или слёзы, не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, объединять их в культурно приятную форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

В дошкольной педагогике разработан достаточный теоретический материал и практический опыт по коррекции умения у дошкольников передавать эмоциональные состояния, как в процессе учебной деятельности, так и вне (Изард К., Чистякова М. И,Урунтаева Г. А.).

Рисование – естественная и органичная потребность ребенка, как и игра. Дети рисуют много и охотно, часто не побуждаемые никем из взрослых. Ребенок рисует все, что вызывает его искренний интерес, удивление или восхищение. Но это не просто стремление выразить свои чувства или поделиться впечатлениями с теми, кто увидит рисунок. Рисуя, как и играя, ребенок не только отражает мир, но и познает его.

Основная цель обучения рисованию в дошкольном возрасте – научить детей изображению предметов и явлений как средством образного отражения жизненных впечатлений.

 

Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.

Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того, чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выражать эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинять движение руки задаче изображения.

Необходимость обучения рисованию, и в частности техническим навыкам, подчеркивается и современной психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого. В работе Лыковой И.А. подчеркивается необходимость обучения детей изображать людей в разных позах и состояниях.

Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений включая и человека, если не владеют графическими навыками. Не могут передавать эмоциональные состояния людей, сказочных персонажей и так далее.

Развитие умения передавать эмоциональные состояния – это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу любой деятельности дошкольника. Всё вышесказанное даёт предпосылки к рассмотрению теоретических положений по развитию умения у детей дошкольного возраста передавать эмоциональные состояния, уточнению технологических подходов к развитию данного умения в процессе рисования.


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России