Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

Возможности использования сказки в работе с детьми младшего школьного возраста

 

Сказка – это волшебная птица,
Это Золушка в платье царицы;
Это в проруби щука Емели,
Это то, во что в детстве мы верим !
 
В злом лесу: колдуны с ведьмаками
И Бажовская ящерка с нами;
Говорящая птица – вещун,
Это мир, где ты весел и юн!
 
Сказка – мир, где всегда хочешь быть,
Но приходит пора уходить!
Ты взрослеешь и где-то в душе,
Ты не хуже, но больше уже!
Русакова Е. В.
 
Этот загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен! И познать его взрослому человеку порой бывает очень нелегко. Но не все так безнадежно, как может показаться на первый взгляд, ведь каждый из нас когда-то тоже был ребенком, и нас тревожили те же проблемы и интересовали те же вопросы, которые интересуют сегодняшних ребят. Нам стоит лишь вспомнить, и мы окажемся в волшебном мире детства. А в детстве самое главное – это сказка. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный многообразный мир, готовится к взрослой жизни.
В детском возрасте сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.п.), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.
Использование сказок берет свое начало еще из глубины веков – той поры, когда существовало устное народное творчество. Сказка является своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психотерапии задолго до того, как психотерапия получила официальный статус.
Сегодня можно говорить о методе сказкотерапии – методе, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Зинкевич-Евстигнеева говорит, что сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, к знаниям, заложенным в сказках, притчах, легендах и мифах люди тянутся интуитивно.
Сказки, предложенные в моей программе, направлены на развитие личностного роста ребенка, понимания, принятия себя; коррекцию поведения и обретение навыков конструктивного общения с другими.
В чем преимущества сказки по сравнению с другими методами?
Во-первых, сказка - это мягкая воспитательная технология, не приносит вреда ни психике, ни душе, ни уму, ни сердцу.
Во-вторых, сказка создает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком.
В-третьих, сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдает свои положения за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии.
В-четвертых, через сказки дети получают знания о мире, о взаимоотношениях между людьми, о проблемах и препятствиях, возникающих в жизни.
К сожалению, в сфере девиантности и делинквентности оказываются дети заброшенные, оставшиеся без внимания родителей. Большее их число оказывается в сиротских учреждениях. Это дети, в индивидуальном и личностном опыте которых имели место кратковременные или же действующие продолжительно неблагоприятные воздействия психогенного характера: разлука с близкими, отсутствие необходимых ребенку любви и заботы старших, алкоголизм или бродяжничество родителей. Дети могли испытать на себе насилие и агрессию, стать жертвами негативных поступков и эмоций.
Результатом всего этого являются личностные деформации, возраст которых, как показывает практика, отчаянно молодеет. Дети, поступившие в Центр, имеют ряд проблем: искаженное представление о себе, своих возможностях, о других людях и о мире; трудности психо-эмоционального развития, ранняя детская соматизация: имеет место плохое самочувствие, сниженный эмоциональный тонус, вегетативные расстройства нервной системы и прочие трудности.
Именно на решение проблем такого ребенка направлена моя программа, которая  научит детей новому, более продуктивному поведению, поможет приобрести  чувство уверенности, гармонии, обогатит и перестроит эмоции, то есть повысит индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта.
Цель программы: гармонизировать отношение ребенка с окружающим  миром посредством разных форм и видов искусства.
Задачи:
1.    Формировать устойчивые модели самосознания.
2.    Знакомить с различными эмоциональными состояниями, чувствами, научить контролировать их.
3.    Формировать позитивные коммуникативные модели, опыт коллективного решения проблем и преодоления трудностей.
4.    Развивать творческие способности, созидающие возможности личности.
5.    Воспитывать нравственные и эстетические качества личности ребенка.
6.    Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес ребенка.
Формы и методы.
Как показывает опыт работы, словесные и наглядные методы должны быть подкреплены практическими. Для детей данной категории важно выведение переживаний, связанных с художественно-творческой деятельностью, а также сознание новых позитивных переживаний, рождение креативных потребностей и способов их удовлетворения.
Мы используем совокупность методов и средств арттерапевтических методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме:
-     изотерапия (средства изобразительного искусства);
-     сказкотерапия (воздействие чтением);
-     имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию);
-     кинезитерапия (воздействие движением);
-     музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки);
-     вокалотерапия (лечение пением).
В основе программы лежат разнообразные сказки, музыкальные произведения, репродукции картин, театрализованные и пластические этюды. При их подборе учтены психологические, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, взаимоотношения детей между собой.
Также используются информационно краткие беседы с детьми в различной форме, рассказ воспитателя, демонстрация натуральных объектов, показ диафильмов, рассматривание произведений живописи, иллюстраций, использование художественного слова, целевые прогулки, экскурсии, дидактические игры, развивающие игры с элементами мнемотехники, игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры.
Программа предусматривает различные формы организации воспитанников: занятия, как специально организованную форму воспитания; нерегламентированные виды деятельности детей, организацию свободного времени в течение дня; прослушивание сказок во время вечернего засыпания и т.д.
Реализация программы.
Программа рассчитана на 60 занятий продолжительностью 30 и более минут каждое, по 1-2 занятию в неделю.
Нестабильность состава воспитанников, частая его сменяемость, разный возраст, уровень развития, специфика режима работы учреждения обуславливают необходимость гибкости программы, темы которой не требуют строгой последовательности. Это позволяет ребенку на любом этапе реализации программы включиться в педагогический процесс. Тематика и возраст детей определены нами достаточно условно.
В организации занятий следует придерживаться следующих правил:
группа детей не должна превышать 6-7 человек;
-     помещение, а также время проведения занятий должны способствовать эмоциональной разрядке;
-     необходима общая атмосфера доверия, дружеского расположения, дающая возможность раскрыться внутреннему миру ребенка;
-     включение ребенка в занятие должно основываться на его желании.
В программе три основных раздела:
1.    «Волшебная страна внутри нас» (эмоционально-волевое развитие);
2.    «Что за прелесть эти сказки» (формирование нравственной позиции, навыков общения);
3.    «Сказка моей души» (личностный рост).
Для того, чтобы помочь детям разобраться в сложном мире и научиться решать проблемы в рамках реализации программы разработана рабочая тетрадь «Книга сказок моей души», где ребенок проектирует свое внутреннее мироощущение и выстраивает перспективу своего развития.
Начинается тетрадь с таких слов:
 
Представим некоторый опыт работы по данной технологии. Здесь  дети учатся различать положительные и отрицательные эмоции, справляться с деструктивными чувствами. Зачастую, ребенок не понимает, что злится. Это очень плохо, ведь никто никогда не говорил с ним об этом.
Каждый сам пишет свою жизненную эпопею, согласуясь со своим жизненным опытом. У ребенка такого опыта нет, и вот на страницах своей «книги» жизни он учится преодолевать это деструктивное чувство.
 
 
 

Когда Вова впервые появился у нас в учреждении, то решал все проблемы с помощью кулаков. Лицо мальчика всегда было напряжено, брови сдвинуты, он почти никогда не улыбался. И вдруг, на странице книги, рассказывающей о злости, он увидел как бы свой портрет – отражение. Надо ли говорить, что этот портрет ему не понравился? Мальчик задумался, стал чаще смотреть на свое отражение в зеркале, пытаясь ему улыбнуться. Постепенно изменилось и поведение Вовы. Он понял, что быть добрым – это здорово. Ведь у тебя сразу появляется столько друзей, все тебя хвалят и любят.

  Конечно, этот процесс, как и весь процесс становления детской личности, не проходит в одно мгновение. Необходима кропотливая многодневная работа. Но то зернышко, которое ребенок самостоятельно «высеивает» на страничке своей собственной «книги», помогает ему взращивать добрые чувства в дальнейшей жизни.
А.С. Пушкин писал: «Сказка- ложь, а в ней намек…» Понятие «намек» подразумевает актуализацию личностной трактовки, индивидуального досмысливания содержания сказки. На страницах своей книги дети выражали свое личностное отношение к добру и злу, радости и грусти, любви и заботе. А главное – они учились понимать проблемы вечного противоборства добра и зла, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости.
 
Егор не был злым, агрессивным, но всегда считал, что друг – это тот, кто все тебе дарит, во всем помогает, не требуя ничего взамен. И, если у друга заканчивались гостинцы, то Егорка всегда мог начать  «дружить» с другим мальчиком. А когда Егор познакомился со сказкой «Утка и цепь», он с удивлением обнаружил, что дружба должна быть обоюдной, и настоящий друг должен не только брать, но и отдавать.
 
 Работая с этой страницей, ребенок начинал понимать, что такое настоящая дружба.
Становясь соавторами сказки, ребята преодолевали свои комплексы, стереотипное мышление, пробуждали в себе творческие способности (поэтические, музыкальные, танцевальные, актерские, живописные, графические и т.д.).
Лиза была нелюдимой, предпочитала одинокие игры. Девочка одевалась в джинсы и майки, никогда не надевала платья. Когда девочки устраивала театрализованные представления с переодеванием, Лиза уходила в дальний угол комнаты. Но на занятие по сказке «Золушка» девочка пришла, ведь оказалось, что это ее любимая сказка, которую ей читала бабушка. Девочка безучастно просидела все занятие. И вот, она получила свою страницу «книги». Сначала Лиза увлеченно раскрашивала платье Золушки, потом подбирала к этому платью туфельки, украшения. А когда заиграла музыка, и девочки начали выполнять танцевальные движения, похожие на танец Золушки на балу, Лиза, сначала робко и неуверенно, включилась в общее веселье. С этого дня девочка внимательнее стала относиться к своему внешнему виду: по утрам долго стояла у зеркала, укладывая непослушные волосы, все чаще одевала юбки и платья, научилась заплетать косички и украшать их красивыми ленточками, заколками. В общем, стала превращаться в истинную девочку.
 
 
Собственная сказочная «книга» расширяла познания детей. Они узнавали, что такое «камин», «зола», где находятся джунгли, чему равны «локоть», «дюйм» и «фут» в таблице измерения.
 
Лексико-образная структура сказки активизировала и развивала речь детей, внутреннюю слухо-речевую память, речевую культуру.
Маша не умела четко формулировать свои мысли. Речь девочки была не развита, односложна. В результате проведенной работы Маша научилась писать вот такие сочинения.
   
Профилактическая функция сказки воспитывает правильный образ жизни без вредных привычек и пагубных пристрастий.
В своей «книге» дети сами формулировали правила сохранения и развития индивидуального здоровья личности.
 
Даня плохо относился к тем, кто слабее его: мог обидеть малыша, котенка, птичку, мог разрушить муравейник. Мальчик не понимал, почему то, что он делает – плохо, и почему надо помогать слабым. На странице книги он написал: «Хорошо быть сильным, можно всем дать сдачи!» Воспитатель предложил ребенку написать решение ситуации, в которой он становится слабым, обиженным более сильным и взрослым. Ребенок задумался. Тогда воспитатель предложил Дане роль ласточки в игре-драматизации по сказке «Дюймовочка». Мальчику очень понравилось, как за ним ухаживали, перевязывали импровизированное «крылышко», давали «поклевать» вкусных крошек и т.д. Побывав в роли «обиженного», ребенок изменил свое мнение и исправил строчку в своей «книге»: «Хорошо быть сильным и помогать слабым!»
  
Книга, написанная и проиллюстрированная своей рукой, становится для ребенка верным другом и помощником. Не случайно дети по нескольку раз возвращались на уже заполненные ими страницы, стараясь что-то дополнить, «допечатать», добавить.
Опыт, аккумулированный в интернациональном и этническом свойстве сказок, дети примеряли к своему опыту, тем самым, подключаясь к опыту человечества.
 
Список использованной литературы:
 
1.         Е. В. Банщикова «Возможности использования сказкотерапии в работе с детьми и подростками из классов КРО»;
2.         Е. В. Белинская «Сказочные тренинга для дошкольников и малдших школьников»;
3.         Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии»;
4.         И. В. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция развитии, личностный рост»;
5.         И. В. Стишенок «Использование сказок при индивидуальном консультировании»;
6.         Р. М.Ткач «Сказкотерапия детских проблем».

 


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России