Психологическая готовность ребенка к школе
автор: клинический психолог Янбаева Светлана Владимировна
Еще вчера ваш малыш ходил в детский сад, а сегодня вы уже примеряете школьную форму и выбираете ранец! Это значит, что ваша семья на пороге нового события – ваш ребенок готовится к поступлению в школу!
Как ему помочь?
Скорее всего, вы уже выбрали образовательное учреждение, и весь предыдущий год ваш ребенок регулярно посещал подготовительные занятия. Сегодня многие школы требуют, чтобы будущий первоклассник умел писать, считать и читать, грамотно излагать свои мысли.
Но быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться...
Говоря о подготовке ребенка к школе, родители, прежде всего, подразумевают его интеллектуальное развитие, при этом психологический аспект часто отходит на второй план.
Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать.
Хотелось бы поделиться некоторыми рекомендациями, которых следует придерживаться на этапе подготовки:
- Не запугивайте ребенка строгими порядками в школе, это самая большая ошибка, которую совершают родители;
- Настройте ребенка на позитивное отношение к школе, расскажите ему о своих счастливых школьных годах;
- Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде;
- Если у ребенка не сформированы навыки общения со сверстниками, то родители должны помочь ему: приглашать других детей в гости, на прогулки, праздники и т.п. Объяснять ребенку и показывать на своем примере как вести себя с другими детьми в ситуациях игры, совместной работы, учебы;
- Не забывайте о хороших манерах. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне... » должны войти в речь ребенка до школы;
- Позвольте ребенку принять участие в обустройстве учебного места в своей комнате, выбрать себе портфель и канцелярские принадлежности;
- Создайте соответствующую атмосферу в доме. Дайте понять ребенку, что его новый статус школьника важен для всей семьи.
Но больше всего ваша поддержка понадобится ребенку в первые месяцы адаптации, когда на смену праздника с шарами и бантами придут «суровые будни». В это время повышается нагрузка на организм. Школьные условия требуют много времени находиться в сидячем положении, а потребность в двигательной активности остается прежней. От первоклассника требуется значительно повысить уровень внимания и умственного напряжения. Ребенок оказывается в новом коллективе сверстников и среди незнакомых взрослых, с каждым из которых ему необходимо выстроить отношения, найти свое место в группе.
Как же помочь своему ребенку избежать некоторых трудностей?
- Для того, чтобы ребенок успешно справился с неизбежным стрессом и быстрее адаптировался к школьному обучению, родители должны подготовить его организм и психику летом (дать ребенку отдохнуть, закаливать его, насытить витаминами и т.д.);
- Продумайте щадящий режим дня для первоклассника, чтобы он мог поспать или полежать днем, если захочет; чтобы ежедневно гулял; высыпался ночью. Желательно записать его в спортивную секцию;
- Оборудуйте дома учебное место ребенка: нужной высоты стол, стул со спинкой, свет с левой стороны и т.д.;
- Поддерживайте авторитет учителя (даже если Вы не во всем согласны с ним). Это очень важный опыт для ребенка этого возраста — иметь авторитет, а отсутствие такового разрушает важные структуры его личности;
- Обсуждайте с ребенком после школы его школьный день — но не оценки и успехи, а что ему понравилось, что нет, что запомнилось, что было интересного. Очень важно во время этих разговоров сохранять безоценочную позицию и эмпатию;
- Не выставляйте ребенку требования по качеству выполнения школьных заданий — это прерогатива учителя. Вы должны сохранить за собой позицию родителя — помощника и сотрудника, а не надсмотрщика. Если Вам кажется, что у ребенка что-то получается недостаточно хорошо, посоветуйтесь с учителем или со школьным психологом, чтобы найти и устранить истинную причину трудностей;
- Сохраняйте ребенку место и время для игры, особенно для сюжетно — ролевых, настольных и подвижных игр. Именно они являются источником мотивации и тренировкой психологических навыков.Успехов Вам и терпения!
Что положить в портфель?
На первых порах родителям необходимо помогать собирать портфель первоклашкам. Продумывайте заранее его содержимое, чтобы ничего не забыть и не положить лишнего. Учебники, тетради, карандаши – это необходимый атрибут. Некоторые родители кладут в портфель своим детям и их любимые игрушки (мишек, зайцев, спайдерменов и т.д). С одной стороны маленькие девочки и мальчики принося игрушку в школу, не чувствуют себя такими одинокими, как это бывает в первые месяцы школьной жизни. Но они могут ее потерять, у них ее могут отнять. А такая потеря будет для него очень тяжелой травмой и большим психологическим испытанием. Другой вопрос стоит ли давать с собой в школу ребенку современные гаджеты (телефон, планшет и т.д.)? На этот счет больше минусов, чем плюсов. Из плюсов – спокойствие родителей, которые, обеспечив своего ребенка мобильным телефоном, всегда знают, где он находится и чем занимается. Минусы - гаджет захватывает все внимание и ребенку сложно переключиться на что-то более важное. На переменах дети перестают общаться друг с другом и с взрослыми, уходят от контактов, всё больше погружаются в виртуальный мир, где хорошо и комфортно. Опыт общения друг с другом пропадает, а значит, теряются коммуникативные навыки.
|