Музейная педагогика
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем?,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
А.С. Пушкин
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Первоначально оно трактовалось, как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности.
Зачем же нужна музейная педагогика?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, поможет стать ребенку стать творческой личностью, включает в сферу культуры, а в этой сфере нет места вандализму -ведь интересно не разрушать, а созидать.
Отличительные черты в музейной педагогике -неформальность и добровольность, она дает возможности осуществлять нетрадиционные подходы к образованию, основанной на интересе детей к исследовательской деятельности, к компьютерному обучению, сочетать эмоциональное и интеллектуальное воздействие на ребенка, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку, можно объяснять сложный материал на простых и наглядных примерах.
Из опыта работы педагога
Я очень люблю организовывать экскурсии для наших воспитанников в музей-усадьбу нашего знаменитого земляка Л.Н. Толстого «Ясную поляну», целью которых является не только знакомство с творчеством великого писателя, но и более подробное знакомство с Толстым, как с человеком. Рассматривая предметы быта, книги, которые любил писатель, вещи, которыми он дорожил, дети узнают Толстого с другой стороны.
Рассказывая ребятам о школе, которую Л.Н. Толстой организовал для крестьянских детей, о его любви к ним, я предлагаю им закрыть глаза и перенестись в прошлое на сто лет назад, и вот это уже не современные дети, а как-будто питомцы самого Льва Николаевича. Они с удовольствием резвятся в яблоневом саду, гладят лошадей, на их лицах улыбки, а это значит, что экскурсия прошла не зря!
Также мы любим бывать в музее «Тульские древности», где сотрудниками музея не раз были организованы для наших воспитанников мастер-классы по изготовлению глиняной игрушки, чеканке монет. Работая в стилизованном интерьере русской избы, соприкасаясь с природными материалами (глиной, деревом) дети с социальной депривацией раскрываются, каждый стремится проявить свои творческие способности, сделать что-то своими руками. В процессе мастер-класса преподносится и теоретический материал. Дети знакомятся с бытом, нравами, обычаями русского народа, идет приобщение к историческому и культурному наследию своей Родины.
Ребята активно слушают, задают вопросы. В ходе таких экскурсий я занимаю роль «проводника» в мир обыкновенных вещей, знакомлю ребят с этим миром. Содержание наших бесед помогает воспитанникам создать в своем воображении целостную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути многовековой культуры человечества. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими вещами: что такое предмет и каковы его свойства? В чем назначение той или иной вещи? Какая ее историческая ценность? А какую ценность она несет лично для него?
Сложно? Совсем нет. Игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка.
Культурное наследие доставшееся нам в виде технических достижений, произведений искусства, литературы, устного народного творчества - подлинных эстетических ценностей, должно служить противоядием распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.
Приобщение ребенка к предметному миру культуры требует от педагога не только обширных знаний, но и владение методикой музейной педагогики.
|