Министерство труда и социальной защиты Тульской области
ГУ ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1»
тел.: 8 (4872) 41-09-50
Родителям
 
Детям
 
Специалистам
 
Доступная среда
 
Социальный контракт
 
Фотоальбом
 
Анкета получателя социальных услуг
 
Образовательная деятельность
 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
Часто задаваемые вопросы
 
Национальный проект "Демография"
 
Служба "Дети в семье"
 
Внимание, конкурс!


Я вас жду
 
Детский мир без жестокости и насилия
 
Телефон доверия
 
Горячая линия


 
Телефоны экстренных служб Тулы
 
Независимая оценка качества условий оказания услуг
 
Оцените качество условий оказания услуг организациями
 
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг
 
Реестр поставщиков социальных услуг
 
Противодействие коррупции
 
Госуслуги
Проще, чем кажется
 
Защита персональных данных
 
Взаимодействие с добровольческими волонтерскими организациями
 
Российская семья: Как сохранить традиции и обрести новые смыслы?
 

Оптимизация межличностных отношений у дошкольников посредством игротерапии

 автор: Суслина Любовь Станиславовна

 

Проблема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению проблемы развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.

Исследованиями данной проблемы занимались А.С. Спиваковская, Л.И. Божович, М.И. Лисина. В работах особо подчеркивается влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей, определяется необходимость создания условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшего дошкольного возраста.

Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Вопрос о необходимости изучения этих отношений неоднократно поднимался различными педагогами-исследователями, среди них: Коломинский Я.Л., Рояк А.А., Репина Т.А., Мухина В.С., Усова А.П.

Дети дошкольного возраста активно вступают в межличностное взаимодействие, интересуются друг другом, общаются и играют. Межличностные отношения становятся важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде) старшие дошкольники учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Происходит развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Однако, нельзя не отметить, что в настоящее время значительно возрастает количество детей, испытывающих трудности в формировании межличностных отношений. Проблемы во взаимоотношениях и общении, в этом возрасте обостряются и часто приводят к конфликту с детьми и взрослыми. Стремление ребёнка быть только лидером, никогда не быть ведомым зачастую приводит к неприятию его другими детьми в группе, конфликтным ситуациям. С другой стороны, ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения строить межличностные отношения, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в конфликтах, замкнутости.

Существует большое количество методов оптимизации межличностных отношений таких, как: игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, куклотерапия и др. виды арт-терапии. Но из всего этого множества приемов именно игротерапия является одним из самых перспективных методов оптимизации межличностных отношений у дошкольников, так как игра, в дошкольном возрасте, является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника.

Вирджиния Экслайн, ведущий специалист в области игровой психотерапии, в своей книге «Игровая терапия в действии» писала: "Игровая терапия - это нередко единственный возможный путь помощи тем, кто еще не освоил даже слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на взрослых снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем".

Таким образом, значение взаимоотношений дошкольников с окружающими огромно, их нарушение - тонкий показатель отклонений психического развития. Поэтому взрослым необходимо помочь ребёнку, научить его налаживать отношения с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности.

 

 


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Национальный проект Демография
Фонд поддержки детей
Соцуслуги в Тульской области
Труд в Тульской области
Узнай размер своих пособий
Как получить социальные услуги
ГОСУСЛУГИ
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Портал Работа в России
Официальный интернет-портал правовой информации
Регионы России
Регионы России