Оптимизация межличностных отношений у дошкольников посредством игротерапии
автор: Суслина Любовь Станиславовна
Проблема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению проблемы развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
Исследованиями данной проблемы занимались А.С. Спиваковская, Л.И. Божович, М.И. Лисина. В работах особо подчеркивается влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей, определяется необходимость создания условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшего дошкольного возраста.
Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Вопрос о необходимости изучения этих отношений неоднократно поднимался различными педагогами-исследователями, среди них: Коломинский Я.Л., Рояк А.А., Репина Т.А., Мухина В.С., Усова А.П.
Дети дошкольного возраста активно вступают в межличностное взаимодействие, интересуются друг другом, общаются и играют. Межличностные отношения становятся важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде) старшие дошкольники учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Происходит развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Однако, нельзя не отметить, что в настоящее время значительно возрастает количество детей, испытывающих трудности в формировании межличностных отношений. Проблемы во взаимоотношениях и общении, в этом возрасте обостряются и часто приводят к конфликту с детьми и взрослыми. Стремление ребёнка быть только лидером, никогда не быть ведомым зачастую приводит к неприятию его другими детьми в группе, конфликтным ситуациям. С другой стороны, ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения строить межличностные отношения, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в конфликтах, замкнутости.
Существует большое количество методов оптимизации межличностных отношений таких, как: игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, куклотерапия и др. виды арт-терапии. Но из всего этого множества приемов именно игротерапия является одним из самых перспективных методов оптимизации межличностных отношений у дошкольников, так как игра, в дошкольном возрасте, является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника.
Вирджиния Экслайн, ведущий специалист в области игровой психотерапии, в своей книге «Игровая терапия в действии» писала: "Игровая терапия - это нередко единственный возможный путь помощи тем, кто еще не освоил даже слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на взрослых снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем".
Таким образом, значение взаимоотношений дошкольников с окружающими огромно, их нарушение - тонкий показатель отклонений психического развития. Поэтому взрослым необходимо помочь ребёнку, научить его налаживать отношения с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности.
|